Международная команда ученых (страны Европы, США, Коста-Рика) под руководством Михаэля Альфертшофера проверили, как длительность рассмотрения фотографии влияет на восприятие лица. Результаты исследования опубликовали в журнале Journal of Cosmetic Dermatology в сентябре 2025 года.
Восприятие лиц играет важную социальную и эволюционную роль. При этом впечатление от лиц формируются быстро и автоматически, даже при кратковременном рассматривании — 100 мс или меньше. В первую очередь взгляд фокусирует на половых и возрастных признаках. Однако мало известно, как меняется восприятие лиц при более длительном и детальном рассмотрении. Эти вопросом занялась команда ученых из Германии, Нидерландов, Сербии, Польши, США и Коста-Рика под руководством Михаэля Альфертшофера. Они изучили направление взгляда наблюдателей при кратковременном (1 секунда) и длительном (8 секунд) рассмотрении лиц с различными эстетическими характеристиками.
В эксперименте участвовало 55 человек (34 женщины и 21 мужчина), средний возраст составил 52,8 ± 17,4 года. Ни у одного из наблюдателей не было профессионального опыта в области пластической хирургии или эстетической медицины. Участники рассматривали четыре фотографии с лицами европеоидов: молодой женщины, молодого мужчины, пожилой женщины и пожилого мужчины. Все изображения наблюдателям показывали дважды в случайном порядке и с экспозицией 1 и 8 секунд. Между демонстрацией каждой фотографии давали перерыв в 5 секунд, во время которого экран был черным. Чтобы понять, на каких областях лица участники фокусируют внимание, ученые использовали технологии отслеживания движения глаз.
При 1-секундной демонстрации все наблюдатели сканировали лица по определенной схеме: периорбитальная область, нос, периоральная область, щеки, лоб, подбородок и линия челюсти. При 8-секундной демонстрации схема менялась: периорбитальная область, периоральная область, нос, лоб, щеки, подбородок, линия челюсти. В обоих случаях в центре внимания оказывалась Т-зона лица.
Однако при более длительном рассмотрении изображений фокус смещался на зоны, наиболее важные для выражения лица: рот и лоб. Этот эффект ученые особенно отметили, когда показывали участникам зрелые лица. Более того, чем дольше людям показывали зрелые лица, тем больше наблюдатели задерживали взгляд на зонах с возрастными изменениями.