Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Был ли кризис в российской индустрии СПА

11.05.2010
4524
5 мин на прочтение
В конце апреля в рамках выставки INTERCHARM Professional 2010 состоялась VI Международная встреча спа-специалистов «SPA-Институт» - специализированное мероприятие, представляющее национальные традиции оздоровления, новейшие достижения мировой индустрии красоты и богатый опыт восстановительной медицины в единой спа-концепции.

В конце первого дня работы «SPA-Института» за Круглым столом состоялась дискуссия с участием ведущих экспертов отрасли, руководителей и владельцев столичных и региональных спа-объектов на тему «Прошел ли кризис в спа? Реалии и перспективы отрасли».

Стоит отметить, что дискуссиям, развернувшимся за Круглым столом, предшествовал интереснейший доклад эксперта отрасли, спа-консультанта Нины Цымбал, которая в цифрах и фактах продемонстрировала всем участникам подробности кризисной ситуации, которая сложилась на спа-объектах Запада. По этим данным стало очевидно, что мировой экономический кризис достаточно весомо ударил по большинству спа-учреждений западной beauty-индустрии. А что же у нас, в России? А у нас, впрочем, как и всегда, все очень неоднозначно. Россия и здесь идет своим путем. По мнению экспертов отрасли, основные причины закрытия спа-учреждений в период кризиса – это ошибки бизнеса, которые практически никак не связаны с финансовыми мировыми потрясениями.

Андрей Сырченко, президент Международной школы СПА: «Кризис, на мой взгляд, это хорошая лакмусовая бумажка. Он заставляет думать, искать и исправлять собственные ошибки. С причиной закрытия любого спа-объекта надо разбираться отдельно в каждом конкретном случае. Скорее всего, это элементарные просчеты бизнеса».

В дискуссии за Круглым столом активное участие принимали и те, кто непосредственно владеет и руководит спа-объектами. В основном, это были представители региональных салонов и центров спа-направления. Из этих выступлений постепенно стало понятно, что ни площади объектов, ни их местонахождение не влияют на финансовое благополучие бизнеса. Впрочем, и кризис их также практически не коснулся. А те проблемы, которые постоянно приходится решать, имелись и до кризисной ситуации, и сейчас.

Руководитель спа-центра «Аквамарин» (Екатеринбург): «Мы открылись год назад и никакого кризиса не почувствовали. У нас хорошо работает направление day-spa. За последние два-три месяца серьезно увеличились продажи процедур. Делаем упор на наш российский менталитет. Предлагаем те программы, которые понятны и знакомы русскому человеку. Я считаю, что это наш значительный плюс. Площадь нашего центра 350 кв. м».

Рассказывали о своем финансовом самочувствии и руководители спа-объектов с гораздо большей площадью. К примеру, спа-центр, работающий в Санкт-Петербурге, имеющий 2100 кв. м, также практически здоров. «Мы не ощутили кризиса, работаем совершенно спокойно. И сезонности также не наблюдаем. Наш больной вопрос – нехватка хороших специалистов».

Вообще, о кадровой проблеме за Круглым столом говорилось очень много. Очевидно, что ее решение составляет чуть ли не 50% успеха или провала работы любого спа-объекта. Большинство региональных представителей в своих выступлениях делали упор на несоответствие классического медицинского образования специфике работы с клиентами учреждений индустрии красоты и здоровья. Безусловно, без базового медицинского образования, наличие которого у специалиста любого спа-учреждения подразумевается еще и законодательно, работать с клиентом нельзя. Это с одной стороны. Но, кроме того, тот же спа-оператор или спа-мастер должен уметь создавать особую атмосферу, благоприятно воздействующую на психо-эмоциональное состояние клиента.

Юрий Чабан, автор инновационной спа-концепции Medical SPA Resort, спа-эксперт: «Спа – это профилактическая медицина категории «люкс». Воспитание персонала в духе и стиле индустрии гостеприимства - это и есть тот шестой фактор воздействия на личность, на душу человека, который либо приумножит ваше спа, либо погубит, если этого не будет. Существует врожденный ген гостеприимства, и если у человека его нет, то привить его практически невозможно».

Но кадры – это вопрос актуальный во все времена, не только в кризисные. А вот одним из тактических рецептов в этой ситуации могло бы стать изменение ценовой политики на объектах спа-индустрии. Повышать цены на услуги или понижать? Давать небольшие бонусы к той или иной услуге, не завышая ее цены? Никак не менять цифры в прайс-листе? Все эти моменты чрезвычайно эмоционально обсуждались и дискутировались во время работы Круглого стола. И опять же, мнения были различны. Многие теоретические выкладки о том, как должна корректироваться ценовая политика в кризисные времена, мгновенно рассыпались после выступления практиков – владельцев салонов и руководителей спа-объектов. Таким образом, еще раз подтверждался тот факт, что «наш кризис» не поддается никаким схемам и логическим выкладкам. Он в России – особый, со своим менталитетом, своей ориентацией, требующий индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Хорошей иллюстрацией ко всему вышесказанному стало выступление Игоря Пинского, управляющего партнера проектно-консалтинговой компании «Микеле»: «Давайте вернемся к тому, что мировой экономический кризис и российский кризис – это разные кризисы. Там в кризис некоторые олигархи лишились некоторых денег, а цены на услуги и товары повседневного спроса упали. У нас в стране олигархи в два раза увеличили свои капиталы, а цены на услуги выросли. Это разные кризисы. Поэтому мухи и котлеты все-таки отдельно. А говорить надо о том, что существует кризис идеологии в спа. То, что выдается за развитие спа-технологий. Все это время мы создавали неправильную бизнес-модель, без концепции. Например, берется на Западе красивое спа, какой-либо загородный спа-отель, и эта модель переносится в центр Москвы. Заранее понятно, что это работать не будет, что это и есть кризис, заложенный в проекте. Если изначально модель выбрана неверно, то и результат будет плачевный. Поэтому сначала концепция, а потом бизнес-модель… Мой вывод таков – не было кризиса в спа-индустрии, был естественный процесс закрытия нерентабельных бизнес-объектов. Не было кризиса, как нет и конкуренции на нашем рынке».

Профессор Преображенский – герой булгаковского романа «Собачье сердце», дискутируя со своим ассистентом по поводу сложившейся в послереволюционной России ситуации, так говорил о свалившейся на страну разрухе: «А что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует». По мнению Булгакова, разруха (см. «кризис») бывает не в клозетах, а головах. Прислушаемся к классикам.

Благодарим за предоставленный материал Юлию Омельянюк

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий