Мало знаем мы и о практике лицензирования врачей в других странах.
Между тем во многих развитых странах мира юридическое разрешение - лицензию - на право заниматься определенными видами практической деятельности получает именно врач, а не учреждение.
Вот краткая экскурсия по глобусу в белом халате:
Великобритания. Врач – выпускник медицинского университета обязан зарегистрироваться в Общем медицинском совете. Потом он отрабатывает год интерном и получает право работать самостоятельно.
Бельгия. Медицинские комитеты провинций регистрируют врачей общей практики и контролируют их деятельность. Ведется открытый реестр специалистов.
Германия. Обязательна регистрация врача и выдача лицензии. Занимается этим медицинский совет при органах здравоохранения федеральных земель.
В США все врачи, занимающиеся лечебной работой, должны пройти лицензирование.
Лицензирование в большинстве стран мира обычно предполагает тестовое испытание, экзамен, стажировку либо другой способ оценки знаний, а также постоянную профессиональную переподготовку, которой, в основном, занимаются профессиональные ассоциацию Большая часть анекдотов про стоматологов в Америке так или иначе связна с их выездом на ежегодные конференции специалистов .
В царской России не было понятия лицензирования, врач заканчивал медицинский факультет университета и мог открыть на основании этого полученного документа об образовании частную практику либо поступить на работу в одно из учреждений здравоохранения. Надо сказать, что в отдаленных городах и деревнях зачастую медициной занимались совсем далекие от этого люди – к примеру, барышни с идеями о том, как облегчить судьбу народа.
В постсоветской России понятие «лицензирование медицинской деятельности» впервые было определено в статье 21 Закона РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Закон устанавливал, что «лицензирование - это выдача государственного разрешения медицинскому учреждению на осуществление им определенных видов деятельности и услуг по программам обязательного и добровольного медицинского страхования. Лицензированию подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности». Тем самым государство ввело контроль за осуществлением таких видов деятельности, которые, в силу присущих им особенностей, связаны с реализаций экономических и социальных потребностей общества.
В развитие темы Приказ Минздрава РФ от 20 марта 1992 г. № 93 «О мерах по выполнению Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ» утвердил «Временное положение «О лицензировании медицинских учреждений, предприятий в системе медицинского страхования граждан Российской Федерации». Так был установлен порядок проведения лицензирования медицинской деятельности, определен перечень документов, направляемых учреждением для лицензирования, утверждена форма бланка лицензии.
В 1993 году для лицензирования и аккредитации больниц и поликлиник республиканского подчинения, клиник медицинских и научно-исследовательских институтов, учреждений судебно-медицинской экспертизы приказом Минздрава РФ от 28 июня 1993 г. № 148 «О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений» была создана комиссия по лицензированию и аккредитации лечебно-профилактических учреждений.
1994 год. Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Нормы, прописанные в этом документе, легли в основу последующего развития лицензирования в стране. Постановление имело юридическую силу вплоть до принятия 25 сентября 1998 года Федерального закона № 158 «О лицензировании отдельных видов деятельности» .
Первым документом федерального уровня, установившим порядок лицензирования медицинской деятельности, было постановление Правительства РФ от 25 марта 1996 года № 350 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Что изменилось? Был установлен строгий перечень документов, представляемых для получения лицензии.
До принятия решения о выдаче лицензии лицензионный орган рассматривал представленные одновременно с заявлением документы, оценивал их полноту и достоверность, соответствия условий осуществления лицензируемого вида деятельности требованиям, установленным для него в нормативных документах и, в случае необходимости, организовывал проведение дополнительной (в том числе независимой) экспертизы.
Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, на федеральном уровне был утверждён приказом Минздрава РФ от 29 апреля 1998 г. № 142 и содержал разделы:
С сентября 1998 года основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в стране, становится ФЗ № 158 от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности". Наряду с ранее установленным трехлетним сроком действия лицензии настоящий Закон предусматривал бессрочное действие лицензии, но общий порядок и условия лицензирования каждого вида деятельности должно было регулироваться профильными нормативными актами.
Постановление Правительства РФ № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности», соответствующее Закону, появилось только через три года - 24.05.2001.
В нем определялись требования непосредственно к медучреждению. Их немного:
8 августа 2001 года был принят новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ, он действует до настоящего времени. Согласно ст.8 срок действия лицензии увеличивался до пяти лет.
В развитие положений ФЗ-128 правительство принимает постановление от 4 июля 2002 г. № 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Для получения лицензии и осуществления медицинской деятельности стало необходимо:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании соответствующих помещений;
б) наличие соответствующих организационно-технических условий и материально-технического оснащения, включая оборудование, инструменты, транспорт и документацию, обеспечивающих использование медицинских технологий, разрешенных к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации;
в) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара;
г) наличие в штате работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, а также наличие у руководителя лицензиата и (или) уполномоченного им лица высшего специального образования и стажа работы по лицензируемой деятельности (по конкретным видам работ и услуг) не менее 5 лет - для юридического лица;
д) наличие высшего или среднего медицинского образования, дополнительного образования и специальной подготовки, соответствующих требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг, и стажа работы по лицензируемой деятельности не менее 2 лет - для индивидуального предпринимателя;
е) повышение не реже 1 раза в 5 лет квалификации работников юридического лица, осуществляющих медицинскую деятельность, а также индивидуального предпринимателя.
В 2004 году полномочия по лицензированию медицинской деятельности с 1 января 2005 года были переданы от субъектов Российской Федерации вновь созданному федеральному органу власти – Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Спустя еще три года выходит постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». В нём увеличено количество лицензионных требований и условий к лицензиату, определены грубые и негрубые нарушения лицензионных требований и условий, установлен новый перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности.
Прошло 19 лет со дня начала процесса лицензирования в России, изменилась отрасль, выросли новые управленческие кадры, изменились потребительские предпочтения клиентов совокупно с их юридической грамотностью, продолжается интеграция индустрии красоты России в международное сообщество. Приходит время изменений, в чем они будут заключаться? Ждем новых инициатив Министерства здравоохранения и социального развития.
Автор: Елена Москвичева
Комментарии