Во-первых, многие считают, что даже стойкая эритема – не повод обращаться к врачу и первый визит к специалисту для лечения связан иногда только с усилением тяжести заболевания, с появлением папулезных и узелковых элементов.
Во-вторых, предрозацеа для подавляющего большинства вообще не является проблемой, угрожающей перейти во что-то более тяжелое. В специальной косметологической литературе и среди косметологов такая кожа, активно реагирующая покраснением на различные раздражители, в том числе кремы и процедуры, обозначается как чувствительная кожа, а если наряду с этим уже имеются единичные телеангиэктазии – используется термин купероз.
Понятие купероз включает в себя как состояние условно нормальной кожи с поверхностно расположенными сосудами – телеангиэктазиями (иногда можно это расценивать как предрозацеа), так и сосудистую стадию розацеа при так называемой проблемной коже лица.
Часто мы видим поверхностную сеть сосудов при очень тонкой сухой атрофичной коже лица. Как правило, такая кожа бывает реактивна, очень чувствительна к внешнему воздействию, по ответной реакции не всегlа предсказуема. И хотя термин купероз не используется в дерматологической практике, в косметологии, где, как правило, не имеют дело с заболеваниями, использование понятия куперозной кожи оправдано.
Лечение сопутствующих заболеваний или устранение провоцирующих факторов являются одними из ключевых этапов ведения больных розацеа [1].
По-видимому, проявления сосудистого компонента при розацеа во многом обусловлены гормональными нарушениями. Хорошо известен комплекс гормональных влияний на состояние сосудов (эстрогены, прогестерон и др.). В частности, повышенный кровоток в коже лица, а также венозный стаз могут быть причиной стойкой эритемы, что объясняет частоту проявлений розацеа в средней и старшей возрастной группе у женщин [2]. Гормональное обследование и консультация у гинеколога-эндокринолога – важный этап в программе лечения розацеа.
Одновременно дерматологи назначают наружные средства, содержащие витамин К, аскорбиновую кислоту и другие препараты для укрепления сосудистой стенки, а также средства, улучшающие лимфатический отток (например, производные кофеина).
Дисбактериоз – патологическое состояние кишечной флоры, как обнаружено, оказывает влияние на течение розацеа. Основная локализация розацеа – центральные участки лица. Можно провести параллель с юношескими Т-образными акне, где имеется схожая локализация высыпаний, и при которой выявляется патология ЖКТ. Роль дисбактериоза при розацеа, его выявление и коррекция – важный вопрос, который требует отдельного серьезного обсуждения.
Хочу обратить внимание, что дерматологи при совместном с гастроэнтерологом ведении дерматологических больных иногда встречаются с поверхностным малоэффективным лечением дисбактериоза.
По мнению гастроэнтеролога профессора Шатихина, дисбактериоз очень часто лечат, не учитывая или не диагностируя основную патологию или истинный характер изменений микробиоценоза. Подбор терапии осуществляется эмпирически. В результате – низкая эффективность лечения [3]. А для дерматологов это означает снижение результатов лечения патологии на коже или нестойкая ремиссия.
По данным ВОЗ число больных кишечными гельминтозами, наиболее распространенными социально значимыми инфекционными заболеваниями, достигает 1,4 млрд. человек в год. В России ежегодно регистрируется около 2 млн. больных паразитарными заболеваниями [4]. Увеличивается число клинически значимых видов паразитов, в том числе кишечных простейших, в частности лямблий [5].
Лечение лямблиоза в комплексной терапии акне и розацеа обеспечивает не только более быстрый клинический эффект, но и стойкую ремиссию заболевания [6].
Метронидазол, производное нитроимидазола, являющийся препаратом выбора в лечении трихомониаза, амебиаза и лямблиоза, давно зарекомендовал себя как эффективное средство в терапии розацеа. До сих пор нет единого мнения о механизме действия препарата, и не ясно, какое из его фармакодинамических свойств играет ведущую роль в достижении клинического эффекта при лечении розацеа. Установлено, что метронидазол усиливает защитные и регенераторные функции слизистой оболочки желудка и кишечника, а также оказывает выраженное противоотечное действие [7]. Препарат дает бактериостатический эффект в отношении грамотрицательных анаэробных палочек, лямблий, а также антипаразитарный эффект в отношении Demodex folliculorum.
Данные о том, что метронидазол при системном применении оказывает подавляющее действие на Demodex folliculorum на коже, не нашло в настоящее время подтверждения. Местное же использование препаратов (лосьонов, гелей) с метронидазолом достаточно эффективно.
В последние годы появились сообщения о хороших результатах в лечении ряда кожных заболеваний с использованием диеты, которая состоит в исключении на определенный период ряда продуктов, к которым есть индивидуальная непереносимость. Пищевая непереносимость часто протекает бессимптомно. При этом организм получает продукты, которые не может полноценно переработать, что приводит к снижению иммунной защиты.
Аллергическая концепция розацеа. При развитии розацеа не исключаются проявления сенсибилизации к отдельным продуктам, к Demodex folliculorum, гельминтам и простейшим, к бактериальной флоре кишечника, к грибам рода Candida и др. Наиболее тяжело протекает заболевание при аутоиммунной патологии щитовидной железы. Назначение антигистаминных и гомеопатических препаратов с одновременным лечением у соответствующих специалистов понижает степень аллергической реакции и повышает эффективность лечения розацеа.
Психологический стресс, вегетоневроз, избыточная эмоциональность, ранимость часто сопровождают больных с розацеа и требуют отдельной обязательной коррекции, в том числе с помощью традиционных методов: гомеопатии, гирудотерапии, биорезонансной терапии и др.
Учитываются энергетические связи между кожей и внутренними органами, позвоночником. Реакция «нервного раздражения» (от мезотерапии, массажа, озонотерапии и др.) с кожи проводится по нервным путям к патологическому очагу в том или ином органе. Эта связь действует, разумеется, и в обратном направлении. Поэтому при любом кожном заболевании или нарушении необходимо исключить рефлекторную реакцию, когда дерматологические проявления служат сигналом о нарушении или заболевании какого-либо внутреннего органа. Если речь идет о подобном случае, лечить следует внутренний орган. Кожная симптоматика уйдет быстрее или исчезнет сама [8]. При этом хороший эффект мы видим при использовании антигомотоксических (гомеопатических) комплексов: Traumel comp., Zeel comp., Coensim comp., Ubichinon comp., Cutis comp., Discus comp. и др.
Такой диагноз как ринофима характерен преимущественно для мужчин. Что же касается папуло-пустулезной и абсцедирующей форм розацеа, то более тяжелые формы также чаще встречаются у мужчин (кстати, как и при акне), но это скорее связано со стремлением женщины к красоте и более ранним обращением к врачу.
Часто на прием к дерматокосметологу обращаются пациенты, больше женщины, с так называемой стероидпровоцированной формой розацеа. Данная форма развивается на фоне длительного лечения кортикостероидными мазями, назначенными врачами-дерматологами. Пациенты, обнадеженные быстрым эффектом после использования стероидных мазей (побледнение, снятие зуда, рассасывание папул и т.д.), продолжают самостоятельное лечение месяцами и даже годами, не обращаясь к врачам. Лечить таких пациентов достаточно сложно, так как после прекращения использования стероидных мазей возникает «симптом отмены»: резкое обострение заболевания (появление выраженной красноты и зуда).
При лечении стероидпровоцированной розацеа отмена стероидных наружных препаратов проводится постепенно с частичной заменой или чередованием их со средствами лечебной косметики. Например, хороший эффект достигается при наружном использовании лечебной косметики с содержанием Zn, в частности Cu-Zn крем, спрей (Урьяж) после лосьона Сенсибио (Биодерма) вместо умывания.
Маски, некоторые инъекционные методы и др. направлены на улучшение состояния поверхностных сосудов кожи, микротоковая терапия – на обеспечение лимфодренажа.
В отличие от акне, где вскрытие воспаленных и невоспаленных сальных кист приводит к быстрому терапевтическому эффекту и клинической ремиссии, при розацеа, как правило, нет кистозных полостных элементов, папула плотная. Диатермокоагуляцию при розацеа мы используем только в отношении отдельных телеангиэктазий после снятия островоспалительных явлений и уменьшения отечности и разлитой гиперемии кожи лица.
Изменение сальных желез, их увеличение с образованием сальных кист характерно для акне (вульгарных угрей). Сосудистая и начальная стадии папулезной розацеа протекают без вовлечения сальной железы. В более позднем периоде, при длительных затяжных осложненных формах розацеа происходит активизация сальной железы с образованием кист. По-видимому, за счет хронического воспаления происходит местная стимуляция андрогенных рецепторов в коже. В этих случаях диатермокоагуляция кистозных элементов достаточно эффективна.
Гель Скинорен 15%. Для местной терапии розацеа имеется меньший спектр наружных препаратов, чем для лечения акне. Направленность действия препаратов при розацеа: сосудосуживающее, противовоспалительное, антибактериальное, противодемодекозное. В последние годы при розацеа успешно применяется гель Скинорен с 15% азелаиновой кислотой. Эффективность Скинорена при розацеа достигает 90%. Некоторых врачей и пациентов беспокоят ощущение легкого жжения, раздражение или незначительные обострения на коже в начале лечения Скинореном, и они отменяют данный препарат. Действительно, эти побочные явления могут иметь место, если препарат назначен слишком рано. Мы обычно в этих случаях прерываем использование Скинорена на 2–3 недели и продолжаем лечение розацеа классическими методами. Затем гель Скинорен 15% вновь назначаем на 2–3 месяца до наступления клинической ремиссии. Описанные ранее нежелательные реакции уже не повторяются.
Серосодержащий гель Делекс-акне. Показана хорошая терапевтическая эффективность серосодержащего геля Делекс-акне при акне и розацеа. Действующее начало геля – активированная сера в сочетании с противовоспалительными растительными экстрактами (крапива, календула) – препятствует увеличению сальности, обладает антибактериальным, противовоспалительным и противодемодекозным действием [11].
В последнее время наметилась тенденция к расширению показаний для системного применения изотретиноина (роаккутана) при лечении розацеа. Данный препарат является эффективным средством при лечении тяжелых форм розацеа. Несмотря на более сухую и чувствительную кожу, пациенты с розацеа хорошо переносят прием роаккутана. Побочные действия в виде сухости, раздражения при его применении выражены не более, чем у пациентов с акне. Правда, без специфического ухода за кожей во время приема роаккутана не обойтись, что сводит наружные побочные эффекты к нулю.
Важно отметить, что назначение роаккутана надо планировать уже при первом визите пациента с акне или розацеа, если есть соответствующие показания, например, пациентам с длительно существующими тяжелыми распространенными формами сыпи (кистозной и атероматозной), которым, как правило, лечение антибиотиками уже проводилось, но с временным эффектом. Мы считаем, что опасения врачей по поводу токсичности препарата не оправдывают отсрочку его назначения у этих больных. Сравнивая действие роаккутана и антибиотиков на организм, можно сказать, что выраженность побочного действия у антибиотиков не меньше, если не больше, чем у роаккутана. Описано, что ретиноиды действуют на этиологический фактор розацеа – фактор роста эндотелия сосудов (VEGF) – путем снижения его активности [12]. Учитывая подавляющее действие ретиноидов на VEGF, целесообразно провести более широкие исследования терапевтического действия роаккутана и на сосудистую стадию розацеа.
Мезотерапию необходимо проводить с учетом висцерокутанных зон рефлекторной проекции, так как в остром и подостром состоянии данного заболевания инъекции в кожу лица слишком агрессивны.
Использование натуропатической терапии в сочетании с классическими методами или самостоятельно (при легких нарушениях) может быть очень полезным для любого дерматологического больного, в том числе с розацеа. Основными этапами базисной натуропатической терапии являются дезинтоксикация, стабилизация, оздоровление. Дополнительно назначается специально индивидуально подобранные методы лечения, например, коррекция психоэмоционального состояния гомеопатическими препаратами, рефлексотерапией, гирудотерапией и др. [8].
В нашей практике использование данного метода оказалось очень эффективным не только в острой и подострой стадии розацеа, но и в период реабилитации. Сеансы гирудотерапии проводились 1 раз в неделю, курс 5–10 процедур. Количество пиявок, используемых за сеанс, было небольшое (4–7 шт.). Переносимость процедур у всех больных хорошая. Уменьшение красноты на лице было заметно с первой процедуры. Улучшалось самочувствие, сон, пациенты становились спокойнее. Максимальный клинический эффект на лице достигался уже после 6–7 процедур. Действие гирудотерапии комплексное и складывается из нескольких факторов: рефлекторного, механического и биологического [13].
Этот метод позволяет ликвидировать венозный застой, усилить кровоснабжение. Кроме того, в кровь попадают вещества, оказывающие обезболивающий и противовоспалительный эффекты. Например, фермент гирудин, выделяемый пиявкой, способствует уменьшению вязкости крови. В результате улучшается микроциркуляция крови, уменьшается отечность лица. Другой пиявочный фермент – гиалуронидаза деполимеризует молекулы гиалуроновой кислоты, «растворяя» межклеточный цемент. Третий – коллагеназа активно расщепляет патологический коллаген, что на клиническом уровне проявляется в регрессии гипертрофических рубцов и размягчении фиброзированной соединительной ткани.
Эндокринологи часто не находят выраженной эндокринной патологии у больных розацеа, требующей назначения заместительной гормональной терапии. Классическая гомеопатия как регулирующая терапия особенно эффективна при эндокринных патологиях. Гомеопатические препараты для лечения ЖКТ помогают гастроэнтерологам получить более ранний и стойкий эффект от лечения. И, конечно, неоценима роль гомеопатических средств в регуляции психоэмоционального статуса, который так важен при розацеа.
Современная гомеопатия, антигомотоксические препараты – это эффективное направление в медицине. Гомеопатические комплексы позволяют врачам всех специальностей использовать их в своей практике. Дезинтоксикационная терапия этими препаратами позволяет достичь более быструю положительную динамику в лечении. Это препараты Traumel comp., Coensim comp., Ubichinon comp., Limphomiosot comp., Cutis comp. и др.
В медицине используются низкие концентрации озона. Он обладает антибактериальным действием, является катализатором, стимулирует окислительно-восстановительные процессы, улучшает синтез биологически активных веществ. Озон стимулирует иммунную систему, особенно фагоцитарную защитную функцию, повышая ее в 4 раза. Восстанавливает обменные процессы в пораженных тканях, уменьшает или устраняет воспалительные явления. Для лечения розацеа используется подкожное введение кислородо-озоновой смеси со 2–3 недели лечения после снятия острых воспалительных явлений. Курс лечения в среднем от 3–4 до 10 процедур 1–2 раза в неделю. В результате озонотерапии исчезает отечность тканей лица, застойная гиперемия, которая характерна для розацеа, частично мелкие телеангиэктазии (более крупные – позднее удаляются диатермокоагуляцией). При папулезной стадии розацеа быстрее рассасываются папулы. После курса кислородо-озонотерапии уменьшается вероятность рецидивов. В период ремиссии для восстановления цвета, качества кожи, устранения застойных пятен проводится поддерживающая кислородо-озонотерапия: 2–3 раза в месяц с последующими лимфодренажным массажем.
При криомассаже в результате поверхностного воздействия жидкого азота происходит сужение (вазоконстрикция) кровеностных сосудов с последующим расширением (вазодилятацией) не только действующих, но и резервных капилляров, что значительно усиливает приток крови к тканям кожи и улучшает их трофику. Отмечаются лимфодренажный, иммуномодулирующий эффекты, происходит активизация клеточного обмена, регенеративных процессов [14]. Криотерапия при розацеа показана независимо от стадии заболевания. Интенсивность криомассажа зависит от формы розацеа и типа кожи.
Возможно, нет универсальной единой этиологии и методики лечения розацеа. Вероятнее всего розацеа представляет собой определенную реакцию на преобладающие факторы, различные в каждом конкретном случае. В этом и есть сложность терапии розацеа.
Комментарии
Спасибо огромное - внесли ясность в этот непростой вопрос! доходчиво и понятно! Спасибо!