Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Финансирование СПА-объектов в России

29.10.2010
5124
8 мин на прочтение
Долгова Юлия Юрьевна
Создание нового бизнеса всегда связано с рядом проблем и трудностей. Одна из таких проблем – финансирование проекта. Ни для кого не секрет, что для открытия СПА требуются весьма существенные инвестиции, намного превышающие затраты на открытие обычного салона красоты.

Сегодня уже можно утверждать, что развитие СПА-индустрии на российском рынке вошло в достаточно активную фазу. Несмотря на экономический кризис, временно парализовавший мировую и российскую экономику в том числе, интерес к строительству и организации СПА-объектов в России продолжает расти. Все возрастающий спрос на СПА-услуги не столько обусловлен модной тенденцией, пришедшей к нам из стран Европы и Америки, сколько является вполне закономерным этапом развития рыночных отношений в мировом сообществе. Говоря словами Ролфа Йенсена (Rolf Jensen – специалист Стокгольмской школ экономики) «скоро мы станем свидетелями рождения нового типа общества, новой экономической основы для бизнеса… рынок чувств затмит рынок вещей».

Создание нового бизнеса всегда связано с рядом проблем и трудностей. Одна из таких проблем – финансирование проекта. Ни для кого не секрет, что для открытия СПА требуются весьма существенные инвестиции, намного превышающие затраты на открытие обычного салона красоты. К тому же под СПА мы понимаем не только небольшие городские центры (так называемые day–спа), но и достаточно крупные курортные загородные центры и отели. В связи с этим сумма инвестиций может колебаться от 100 000 евро до нескольких миллионов. Во многих странах СПА уже не является предметом роскоши и доступно многим слоям населения. Совершенно очевидно, что санаторно-курортное лечение, чем, по сути, и является СПА, предлагая множество немедикаментозных альтернативных методик оздоровления, проповедует здоровый образ жизни и ведет к повышению уровня здоровья нации, что в конечном итоге означает повышение трудоспособности населения. Именно поэтому во многих развитых странах существуют различные программы поддержки при открытии велнесс-центров и курортных СПА, в том числе и на государственном уровне.

Например, уже почти все европейские страны поддерживают так называемые «зеленые» проекты (greening spa), где уже на этапе проектирования закладываются основы энергосбережения и технологии, способствующие сохранению природы. Здания построенные, согласно этим принципам гораздо дешевле в обслуживании, ну а сама идея выводит население на новый культурный уровень бережного отношения к природе и к своему здоровью.

А может ли рассчитывать на какую-либо поддержку российская СПА-индустрия?

К сожалению, в России СПА – это все еще недешевое удовольствие, востребованное в кругах преуспевающих людей. А потому вопрос о повышении культуры и здоровья нации пока не стоит. Специальных государственных программ, направленных на поддержку и стимулирование именно СПА – бизнеса в России нет, как в принципе и нет самого понятия и стандартов СПА-услуг. Единственное на что могут рассчитывать российские предприниматели, так это на общие программы поддержки малого и среднего бизнеса, которым в последние годы российское правительство уделяет большое внимание. Особенно это касается предприятий малого бизнеса. В разных странах подходы к определению малого и среднего бизнеса отличаются: в Германии средним бизнесом считаются предприятия с персоналом более 10 человек, Японии – более 300 человек, США – более 1 тысячи человек, России – 150-200 человек (в зависимости от сферы деятельности). Как правило, предприятия среднего бизнеса – это закрытые акционерные общества, годовой оборот которых составляет 50 – 500 млн. руб. К среднему бизнесу относят хозяйствующие субъекты с численностью работников от 150-200 до 1000-1500 человек. Таким образом, большая часть разновидностей СПА-предприятий попадают под категорию «малый бизнес» и лишь крупные курортные и велнесс-центры – под категорию «средний бизнес» Другой вопрос – насколько реальны и эффективны программы, предлагаемые нашим государством.

Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса.

В 2008 году вступил в действие новый Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, предоставляющий преимущественное право выкупа помещений для малых и средних предприятий – арендаторов. В 73 регионах в развитие данного Федерального закона приняты законы, установившие предельные значения по площади и сроку рассрочки оплаты приобретаемого имущества. Принято постановление Правительства Российской Федерации об указанных выше предельных значениях: 1000 кв.м. и 3 года рассрочки соответственно. Начато формирование региональных и муниципальных перечней имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Помещения, включенные в такой перечень, будут предоставляться на долгосрочной основе и по льготной ставке аренды. (Например, Правительство Москвы установило на 2009 год ставку аренды помещений 1000 рублей в год за 1 кв.м. – в отношении имущества, находящегося в казне города). Еще один важный вопрос начала предпринимательской деятельности – подключение к электросетям. Для малых компаний установлены льготные тарифы за технологическое присоединение к электрическим сетям: для потребителей с мощностью до 15 кВт стоимость составляет 550 рублей, а при присоединении мощности от 15 до 100 кВт можно внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости платы с правом беспроцентной рассрочки на 3 года С 1 июля 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон о порядке проведения контроля предпринимательской деятельности, в соответствии с которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности 13-ти видов бизнеса. Например: предоставление гостиничных услуг и бытовых услуг; услуг общественного питания и розничная торговля.

Государственные программы финансирования малого бизнеса.

 Одним из направлений поддержки малого и среднего предпринимательства стала поддержка кредитования сектора и прямая финансовая поддержка. Для этого используются такие меры, как компенсация банковской ставки, увеличение размера поручительства, увеличение самой суммы залога до 70 млн рублей, увеличение микрофинансирования. Встает закономерный вопрос о цифрах – на какую сумму можно рассчитывать, воспользовавшись данной программой? К сожалению, учитывая большую затратную часть организации СПА-предприятий, выделяемые государством субсидии могут сыграть роль лишь при открытии небольших городских центров. Цифры таковы: размеры субсидии для молодежного предпринимательства - до 1 млн. руб.; инновационным малым предприятиям - до 2,5 млн. руб.; для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях,- до 5 млн. руб.

И тут возникает вторая проблема.

Денежные субсидии выдаются не всем желающим, а потому, если даже вы захотите открыть небольшой городской спа-салон и воспользоваться для этого суммой 5 млн. рублей, то ваш проект будет выдвинут на своеобразный конкурс. Денежные субсидии государство предпочитает давать предприятиям, работающим в приоритетных для государства направлениях, то есть тем, кто занимается производством, просветительской деятельностью и развитием инновационных технологий. Так как СПА-центр не относится ни к одному из этих направлений, а срок окупаемости составляет минимум 2-3 года, шансов получить даже такую, сравнительно небольшую, субсидию фактически нет.

Банковское кредитование.

 На сегодняшний день кредитованием бизнеса занимаются в основном банки. Это связано с тем, что данная ниша кредитования на российском рынке только начинает развиваться, поэтому лишь банки успели создать и запустить подобные программы. Помимо всего, предоставление кредитов на бизнес связано с определёнными рисками. Предоставляя кредит на квартиру или другую недвижимость, банк получает определённые гарантии в виде этой самой недвижимости, которая, в случае не возврата денег, перейдет банку. В случае с кредитом на бизнес такого залога нет. Именно поэтому далеко не все финансовые структуры готовы кредитовать бизнес-проекты. И уж тем более это касается такой малознакомой отрасли, как СПА. Не стоит также забывать, что в данном случае речь идет о весьма значительных суммах. Изучив предложения большинства банков, предоставляющих кредиты на бизнес, становится очевидным, что четкого грамотного бизнес-плана банку будет недостаточно, он примет ваш проект к рассмотрению лишь в том случае, если вы готовы предоставить равноценный залог или если вы уже имеете другой преуспевающий бизнес. Причем ваш бизнес должен быть абсолютно прозрачен и законен, ваши доходы необходимо будет подтвердить множеством документов. В качестве залогового обеспечения на сегодняшний день может выступать недвижимость, торговое и промышленное оборудование, товары в обороте (до 100 % залоговой массы), поручительство юридического лица. Из этого следует, что, открывая СПА-центр, вы можете рассчитывать только на предоставление кредита на приобретение коммерческой недвижимости под залог приобретаемого имущества. Залогодателем так же могут выступать третьи лица или собственники, учредители компании.

Средства инвесторов.

Многие эксперты считают, что средства инвесторов следует привлекать лишь в том случае, если у вас есть собственные средства, но их не достаточно для реализации вашего проекта. При этом стоит четко оговорить, на каких условиях инвестор предоставляет деньги. Либо он в последствии получит процент от стоимости вашего общего предприятия, либо он получит процент от вложенных средств. Второй способ предпочтительнее, так как при таком раскладе вы остаётесь полноправным владельцем своего бизнеса, но реже встречается на практике. Сами инвесторы зачастую предпочитают первый вариант. Поиск инвестора – далеко не самый простой вариант. Люди, которые хотят вложить свои деньги в новый бизнес, как правило, ждут сравнительно быстрых, а главное стабильных доходов. К сожалению, открытие СПА-центра не является способом быстро заработать деньги, да и сама отрасль еще не всегда вызывает доверие у наших российских инвесторов.

Международный Фонд Развития Философии и Индустрии СПА

В 2008 году был создан специальный Фонд Развития Философии и Индустрии СПА, учредителем которой стала Международная Ассоциация по проблемам CALS. Одной из миссий фонда является оказание квалифицированной помощи СПА-предприятиям в развитии и оптимизации бизнеса посредством реализации инвестиционных проектов. Условия финансирования при содействии Фонда выглядят следующим образом: - Размер финансирования – не более 40% от собственного капитала компании или гарантодателя (поручителя); - Размер кредита – от $1 млн.; - Наличие собственных средств – не менее 15% от стоимости проекта; - Процентная ставка – LIBOR+1%; - Инвестиционный период – до 2 лет; - Льготный период – 6 месяцев; - Погашение – до 5 лет для существующих компаний, до 10 лет - для вновь создаваемых компаний. Этот механизм финансирования актуален для достаточно крупных проектов. В качестве инвесторов привлекаются иностранные банки, и для них крайне важны гарантии, то есть обязательно наличие достаточно существенных собственных активов, официальная абсолютно прозрачная бухгалтерия. Таким образом, рассмотрев все вышеперечисленные способы финансирования и поддержки, становится очевидным, что пока предпринимателям, решившим заняться СПА-бизнесом, приходится рассчитывать на собственные силы и средства. Для привлечения дополнительных инвестиций необходимо иметь серьезных поручителей или другой вполне успешный и совершенно официальный бизнес. Именно с этим, по всей видимости, связан и тот факт, что пока Российская спа-индустрия представлена в основном городскими СПА, открытие которых обходится намного дешевле.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий