Основное отличие их от больших операционных в том, что в малой операционной производятся все операции кроме сложных полостных.
Особенности организации и требования к малым операционным можно узнать, прочитав СанПиН 2.1.3.2630 -10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Но начнем мы, пожалуй, с одного из основных требований: «Структура, планировка и оборудование помещений должны обеспечивать поточность технологических процессов и исключать возможность перекрещивания потоков с различной степенью эпидемиологической опасности».
Это для организаторов косметологических клиник означает в первую очередь, что создавать, планировать, проектировать предприятие индустрии красоты и здоровья, а также вписывать в его пространство малые операционные, равно как и другие отделения клиники, может только специальная организация, занимающаяся технико-экономическим проектированием.
И мы приведем критерии доступа к таким работам, которые обязательны для организации, выполняющей подобные задачи.
У организации обязательно должна быть Федеральная лицензия на проектирование зданий и сооружений для здравоохранения. Кроме того, с 1 января 2010 года этими видами деятельности могут заниматься только члены Саморегулируемых организация (СРО), имеющие Свидетельство о допуске к соответствующим видам работ. Согласно российскому законодательству работа без допуска считается незаконным предпринимательством со всеми вытекающими отсюда последствиями, в частности, проект клиники не пройдет согласования ни в одной инстанции.
Малые операционные относятся к помещениям чистоты класса А, следовательно при создании необходимо учитывать все требования к подобным пространствам.
- Полы в операционных должны быть антистатическими.
- Для помещений операционных предусматриваются самостоятельные системы вентиляции.
- По медицинскому заданию на проектирование в операционных, строящихся и реконструируемых медицинских организаций рекомендуется воздух подавать сверху однонаправленным воздушным потоком в зону оперционного стола.
- Воздух, подаваемый в помещения чистоты классов А и Б подвергается очистке и обеззараживанию, устройствами, обеспечивающими эффективность инактивации микроорганизмов на выходе из установки не менее чем на 99%.
- Операционные блоки должны быть размещены в помещениях, оборудованных автономной системой приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования, обеспечивающей нормируемые параметры микроклимата, чистоту воздуха.
- В операционных блоках предусматривается строгое зонирование внутренних помещений на стерильную зону (операционные), зону строгого режима (предоперационные, помещение подготовки больного - наркозная, помещения хранения стерильных материалов и другие вспомогательные помещения, для которых соблюдается режим санитарного пропускника для входа персонала), зону общебольничного режима (шлюз).
- Зона общебольничного режима (после шлюза) отделяется «красной чертой».
- Вход персонала других отделений за "красную черту" запрещен. При необходимости, персонал других отделений должен проходить в операционный блок через санитарные пропускники.
- В операционные блоки предусматриваются раздельные входы для пациентов (через шлюз) и персонала (через санитарный пропускник).
- Для новых и реконструируемых организаций в малые операционные амбулаторно-поликлинических организаций, а также отделений стационара, пациент входит через шлюз, а персонал через предоперационную.
- В операционных предусматриваются автоматически закрывающиеся двери (доводчики, фотоэлементы, прочее). Лечебно-диагностическое оборудование в операционных по возможности должно крепиться на консолях.
- В операционных блоках санитарные пропускники для персонала (мужской и женский) проектируется каждый в составе трех смежных помещений. Первое помещение, оборудованное душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика. В данном помещении приходящий персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника в коридор операционного блока, далее в предоперационную. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливаются контейнеры для сбора использованного белья (халатов, хирургических костюмов, масок, шапочек, бахил). Далее персонал проходит в первое помещение, где, при необходимости, принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.
В новых СанПиН установлены размеры малой операционной – 24 кв. м., предоперационной при малой операционной – 6 кв.м., шлюза при малой операционной – 4 кв.м.
В Министерстве здравоохранения и социального развития готовится проект документа «Порядок оказания медицинской помощи по профилю «косметология». В нем оговаривается выделение в структуре отделения косметологии хирургического кабинета (малой операционной).
Каковы требования к организации малой операционной в отделении косметологии?
- Отдельный кабинет в соответствии с СанПиН (см.выше).
- Персонал: Врач – косметолог, прошедший тематическое усовершенствование по косметологии хирургическойю Медицинская сестра по профилю «Операционное дело».
- Манипуляции: Иссечение доброкачественных новообразований покровных тканей; коррекция рубцов; лазерное аблятивное воздействие на покровные ткани; лечение с применением терапевтических лазеров; липоаспирация; липофилинг – это врачебные манипуляции.. Подготовка инструментария и перевязочного материала, предоперационная подготовка пациента, обработка операционного поля, ассистирование при проведении оперативного вмешательства – это манипуляции медицинской сестры.
Если в клинике существует палата пробуждения, ее площадь должна быть не менее 12 кв.м. в расчете на одного пациента.
Тогда в штате должны числиться врач - анестезиолог- реаниматолог (мониторинг жизненных функций пробуждающихся пациентов) и медицинская сестра по профилю «Анестезиология и реаниматология» (контроль стабильности общего и местного статуса, проведение медикаментозного лечения).
И еще один важный вопрос – стандарт оснащения малой операционной в косметологической клинике. Он также прописан пока в проекте порядка косметологической помощи:
Стол операционный
|
1
|
Рабочий стул врача
|
1
|
Подвесная бестеневая лампа
|
1
|
Рабочее место врача анестезиолога
|
1
|
Операционный мембранный вакуумный отсос
|
1
|
Ультразвуковая ванна для очистки инструментария
|
1
|
Стерилизационная машина
|
1
|
Бактерицидная лампа
|
1
|
Вакуумный отсос для инактивации дыма
|
1
|
Аппарат для дермабразии
|
1
|
Столик для хранения инструментов и перевязочного материала с ультофиолетовым излучателем для поддержания стерильности
|
1
|
Комментарии