Предполагаю, что материал, который вы сейчас читаете, вызовет яростные реплики тех, кто за пятнадцать лет привык жить в расслабляющем мире, где все проблемы можно решить парой инъекций.
Предполагаю, что среди врачей найдется немало таких, кто захочет ответить мне, ссылаясь на вполне добросовестные исследования разных университетов. Собственно, ботулотоксин для меня сегодня, это повод поговорить об ответственности врача. Именно поэтому я сокращаю предложенную мне тему, но одно из слов напишу с большой буквы.
Итак, тема моей статьи не Ботулотоксин с точки зрения врача-невролога, а Ботулотоксин с точки зрения Врача.
Давайте начнем с главного, чему всех нас учили когда-то на лечебном факультете.
Любое лекарство применятся при взвешенной ответственности, при сопоставлении возможной эффективности и возможных рисков.
Надеюсь, сегодня никто уже не сомневается, что препараты ботулотоксина - это лекарства, основная цель которых выключить на время мышцу или группу мышц.
Каждый раз я вздрагиваю, когда слышу рекламный текст, что таблетка может за пять минут устранить головную боль. Уже никому из пациентов, потребляющих эти таблетки, не объяснишь, что у боли есть глубоко сидящая причина, и именно ее надо устранить.
Число тех, кто, не задумываясь над причинами, готов легко устранить их симптомы, растет. Только вдумайтесь в цифры:
Особенно настораживает широкое и, на мой взгляд, бесконтрольное распространение методики использования препаратов, содержащих ботулотоксин.
И еще один момент – ни об одном другом препарате нет такого громадного количества статей в открытой непрофессиональной прессе, как о ботулотоксинах (разве что о гиалуроновой кислоте…). Как не усмотреть за этим чисто маркетинговый момент – препарат всемогущ и неопасен!
Давайте только вскользь пройдемся по предполагаемым областям применения. (Что характерно, многие из них не имеют официального одобрения ни в России, ни в других странах мира!) и зададим себе честные врачебные вопросы:
Так же надо сказать, что использование БТА в нижней части лица, шеи и декольте до сих пор не является утвержденной медицинской технологией и сопряжено с определенным риском.
В неофициальной прессе можно найти еще массу предположений, связанных с могуществом препаратов ботулотоксина. Проблемы организма предлагается решать элементарным отключением определенных функций.
Отключка! Типичное действие врача, который готов решить проблему пациента с помощью препаратов ботулотоксина. Я не критикую метод огульно, я призываю отнестись к нему как ОДНОЙ ИЗ МЕТОДИК, которая может быть использована в том или ином случае. Если тщательно взвешены плюсы и минусы, если других способов помочь человеку нет…
Может быть, теперь самое время перечислить описанные осложнения. Сразу оговорюсь, что они не имеют статистической значимости. Потому что в целом все исследования направлены на эффективность решения определенной проблемы и определение вполне расплывчатого контура безопасности. Статистики и, главное, анализа осложнений в открытой прессе нет, что само по себе должно насторожить практикующего врача.
И я опять буду сопровождать факты собственными репликами. Они тоже не имеют статистической значимости. Но приходят в голову не только мне. Но и другим людям, которые когда-то изучали физиологию.
А еще я хотела напомнить о том, что знают физиологи, но что, наверняка, не вспоминают косметологи: каждый участок кожи связан с определенным внутренним органом и, отключая нервные волокна в так называемых мышцах кожи (о чем лихо пишут любители поверхностного нанесения препарата), мы не можем быть уверены в том, что не влияем на состояние внутренних органов.
А теперь к более простому и понятному вопросу – психологии.
Вот пассаж: «Психологи предполагают, что лечение морщин ботулотоксином может помочь людям справиться с депрессией». Объяснение вполне младенческое - если человек улыбается, у него и настроение будет хорошее. Между тем статистика говорит, что наибольшее количество самоубийств связано именно с «улыбающейся» депрессией.
Мы не видим своего лица, и его унылый вид не является для нас поводом для дальнейшего впадания в депрессию. Иначе могут думать и говорить только те люди, которые постоянно смотрят на себя в зеркало.
Напротив, замороженные лица не позволяют другим прочесть то, что с нами происходит.
Повторюсь, в мои намерения не входит уничтожить препарат ботулотоксина в глазах общественного мнения и доказать, что он не имеет права на медицинское применение. Но ответственность врача строится на фундаменте его базовых знаний, а не на отрывочной информации о том или ином препарате.
В отношении препаратов ботулотоксина мы, к сожалению, не владеем достаточной статистикой, не знаем данных многолетних исследований влияния на организм в целом и на мозг в частности, зачастую неспособны сделать заключение сами, поскольку уже не помним главных физиологических постулатов и, что особенно настораживает, не хотим относиться к организму, как к целому, предпочитая заниматься мелким ремонтом износившихся частей. И только поэтому отключение функций заменило процесс ремонта, что одинаково плохо как для механизмов, так и для организмов.