Впрочем, для специалистов в области индустрии красоты неконтролируемое расползание по стране контрафактных, а то и просто поддельных косметологических препаратов давно не новость. Вот только такой близкой и острой опасности никто пока не ощущал.
Хотя... Прошедшая зима немного отрезвила. Количество смертей связанных с применением лидокаина во время процедур в клиниках пластической хирургии и косметологии все-таки заставило врачей задуматься о том, что именно находится в ампулах, соответствует ли концентрация раствора маркировке, можно ли покупать препараты просто в аптеке в отделе розничных продаж...
С ботулотоксинами же скандал только раскручивается, и сообщение о том, что в московском салоне красоты было обнаружено около двух тысяч ампул поддельных препаратов "Ботокс" и "Диспорт", это лишь вершина айсберга.
Да, журналисты уже резво растащили по средствам массовой информации подробности, как полицейские делали контрольную закупку, как пилили дверь в квартиру, где прятали препарат, как инъекция чуть не стоила одной клиентке жизни, поскольку после введения у нее началась аллергия...
Однако для тех, кто следит за событиями, это история не первая в печальном списке...
За полгода на таможне филлер оттаял, зато ботулотоксин окончательно испортился. Где, в каком салоне красоты эти препараты в дальнейшем были введены в организм ничего не подозревающих пациентов?
Изъятые в Москве в конце августа этого года и наделавшие столько шума в прессе фальшивые препараты предположительно поставлялись из Китая и Украины.
Да, и в прошлом году украинский след был отмечен в истории с лекарственным контрафактом: сообщалось, что таможенники обнаружили в поезде "Киев - Санкт-Петербург" за свернутыми матрасами 50 упаковок кожных наполнителей и 200 флаконов с «Ботоксом».
По моим сведениям косметологические препараты также поступает из Польши и Финляндии...
Я к этому вопросу еще вернусь, а сейчас хочу рассказать, что совсем недавно под видом руководителя салона красоты опрашивала работников компаний, которые официально завозят в Россию препараты ботулотоксина типа А ("Ботокс", "Диспорт", "Ксеомин" и "Лантокс"), есть ли у их представителей в регионах та самая лицензия на фармацевтическую деятельность с правом оптовой продажи?
Утверждают, что есть, более того, говорят, что препараты продаются только врачам, которые предъявили свои медицинские дипломы и прошли специальное обучение в компаниях.
Да, но ведь мы знаем, что так называемые "уколы красоты" в России колют и медсестры, и стоматологи, и люди вообще без образования. Где они берут препарат?
Вот для них-то и существует сеть серых дилеров, которые сначала отправляют сообщение по электронной почте, а потом приезжают с товаром, получают деньги и растворяются в толпе...
Кстати, именно от них в руки людей, далеких от косметологии, поступают и листочки бумаги формата А4 с контуром лица и точками, куда надо колоть! Как говорится, смотри и повторяй, делов-то куча!
Во время лекций по правовым вопросам косметологии мы с врачами обязательно обсуждаем вопрос о том, как надо в законном порядке приобретать препараты. (Подробно об этом можно прочитать тут)
Кстати, эта информация как раз дополняет историю с августовскими обысками в московских салонах. В помещении вместе с флаконами были найдены этикетки, коробки для упаковки, фальшивые лицензии...
Письма о том, что ботулотоксины и филлеры известных компаний-производителей в России можно купить по низкой цене приходят на почту практически всем, кто когда либо засвечивал свой е-мейл на каком-нибудь мероприятии по эстетической медицине.
Это тоже тревожный знак - кто-то из злоумышленников явно имеет доступ к базам данных специалистов.
Кстати, однажды в таком письме мне предложили купить ботулоткосин со склада, где хранится таможенный конфискат. И это также настораживает. Надеюсь, что ни одно таможенное управление в здравом уме и трезвой памяти не станет официально продавать конфискованные лекарства. Что за таким предложением стоит - обман потенциального покупателя насчет источника поступления препарата или же частные промысел, крысятничество на таможне?
Вопросов по поводу того, как распространяются поддельные косметологические препараты гораздо больше, чем ответов. Только в течение последнего года я задавала их на заседании Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, писала письма в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Кстати, Росздравнадзор ответил только на одно из нескольких официальных запросов, а далее просто игнорирует все письма портала 1nep.ru, поступающие через раздел официального сайта Службы - "Обращения"... А ведь казалось бы, именно эта Служба должна разъяснять, используя средства массовой информации, близкую и пролонгированную опасность использования препаратов, купленных незаконным образом, давать рекомендации, как работать в поле закона.
При том, что это самое поле уже достаточно культивировано.
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" впервые в России ввел юридические понятия:
фальсифицированное лекарственное средство - лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе;
недоброкачественное лекарственное средство - лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа;
контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства.
Добавим к этому, что в прошлом году Россия вступила в международную организацию Медкрим, в связи с чем многие эксперты предсказывают ужесточение ответственности за незаконное обращение лекарственных средств.
И в Госдуме уже обсуждается вопрос об изменении в законодательстве, которое позволит квалифицировать подделку лекарств как покушение на убийство. Об этом говорит глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая.
Требования ужесточаются, обыски идут, уголовные дела заводятся. На фоне общей озабоченности распространением терроризма ботулотоксины рассматриваются как оружие массового поражения.
При этом многие поставщики косметологических препаратов до сих пор не имеют лицензию на фармацевтическую деятельность (оптовая торговля лекарственными средствами). Чтобы доказать это, достаточно проверить фирмы, торгующие так называемым мезотерапевтическими коктейлями - у препаратов нет регистрационного удостоверения лекарственного средства, у компаний - права заниматься фармацевтической деятельность (оптовой продажей).
А кто будет отвечать перед законом за ущерб, нанесенный здоровью пациентов?
Ответственность врача сегодня понятие размытое. Как, спрашивают косметологи, можно вообще отвечать за качество препарата, если по разным оценкам в России от 25 до 30 процентов всех лекарств - контрафактные или фальсифицированные.
В самом деле, не мы с вами уполномочены чистить черные рынки России, но личную ответственность врача за оказание услуги тоже никто не отменял.
И здесь пора обратиться к руководителям косметологических клиник и салонов красоты. Среди них еще многие не контролируют поставки косметических средств и препаратов в кабинет врача-косметолога. Владельцы фактически просто сдают кабинет в аренду. Да-да, а как еще иначе назвать отношения между владельцем клиники и врачом, который работает за проценты (от 50 до 70) и сам закупает препараты!
Сам, это чаще всего как раз незаконно.
А владелец клиники спит спокойно, считая, что врач, по благородности своей, добровольно избавил его от множества хлопот с выбором и закупкой препаратов.
Тех, кто в этом сомневается, отсылаем в судебному делу, которое слушалось в Смольнинском районном суде г.Санкт-Петербурга в 2010 году.
Это был иск к клинике, в которую истица обратилась за коррекцией мимических морщин препаратом "Ботокс" в области лба и коррекции препаратом Juvederm в области носогубных складок и углов рта.
Однако у пациентки практически спустя некоторое время после процедуры начались осложнения - отеки, опущение бровей, тяжесть и напряжение в области инъекций, головные боли. В своем заявлении в суд пациентка указывала, что ей ввели вовсе не те препараты, за которые она заплатила!
Своим решением Смольнинский районный суд постановил взыскать с ответчика денежные средства, внесенные по договору, в размере 76059 рублей, неустойку в размере 5000 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, судебные расходы в размере 7650 рублей.
И это только одна из многих историй, в которой фигурирует сомнение пациента в качестве препаратов.
Теперь их будет больше, потому что история про "поддельный ботокс" в ближайшие дни будет хитом всех телеканалов и массовых изданий.
Прокуратура тоже не останется в стороне и начнет рейды по клиникам, проверяя законность использования косметологических препаратов.
Росздравнадзор подключится к компании и станет проверять подлинность регистрационных удостоверений и лицензий на право оптовой продажи лекарственных средств и оказания медицинских услуг соответствующего направления.
Напомним, мина уже всплыла и покачивается на волнах океана...
Противоядие только одно:
Вести в установленном порядке медицинскую документацию, записывать в карту номер и серию введенного препарат, если есть, лепить стикер, вскрывать ампулу или флакон в присутствии пациента, показывать, при необходимости, подтверждающие легальность препарата документы и просить расписаться в карте, подтвердив тем самым свою осведомленность.
В завершение, простой и понятный алгоритм действий:
Для врача-косметолога:
Для руководителя салона красоты или клиники:
Для компаний-поставщиков косметологических препаратов: