Приказ Росстандарта от 12.12.2012 № 1880-ст исключил из классификатора позиции со следующим кодом:
019201 - 3 Массаж
019202 - 5 Водолечебные процедуры
019324 - 9 Гигиеническая чистка лица
019325 - 4 Питательная маска для лица и шеи
019326 - 3 Массаж лица и шеи
019327 - 5 Комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)
019329 - 6 Гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук
019331 - 7 Удаление мозолей
019332 - 2 Смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног
Этим же приказом была изменена еще одна позиция. Ранее она выглядела так:
019338 - 5 Услуги по проведению татуажа, пилинга, пирсинга, услуги по уходу за телом, массажу тела, криомассажу, эпиляции тела, татуировке, бодиарту
И это была достаточно актуальная формулировка, внесенная всего лишь в 2010 году Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1072-ст.
Теперь она выглядит так:
019338 - 5 Услуги по проведению бодиарта
Подведем итог, что же осталось из косметических услуг в Общероссийском классификаторе занятий?
Чем может заниматься специалист в заведении, не имеющем медицинской лицензии:
19322 - 8 Простой и сложный грим лица
019323 - 3 Окраска бровей и ресниц
019338 - 5 Услуги по проведению бодиарта
А те услуги, которые аннулированы в ОКУН, уже с 27 декабря 2011 года присутствуют в Номенклатуре медицинских услуг, утвержденном приказом Министерства здравоохранения № 1664н.
Давайте сравним:
Было в ОКУН |
Стало в Номенклатуре медицинских услуг |
019201 3 Массаж |
A21.01.001 Общий массаж |
019202 5 Водолечебные процедуры |
A20.30.001 Ванны минеральные A20.30.002 Ванны сероводородные A20.30.003 Ванны радоновые A20.30.004 Ванны газовые A20.30.005 Ванны ароматические A20.30.006 Ванны лекарственные A20.30.007 Ванны контрастные A20.30.008 Ванны вихревые A20.30.010 Подводный душ-массаж |
019324 9 Гигиеническая чистка лица
|
A14.01.005 Очищение кожи лица и шеи |
019325 4 Питательная маска для лица и шеи
|
A14.01.012 Наложение маски на лицо |
019326 3 Массаж лица и шеи
|
A21.01.002 Массаж лица A21.01.003 Массаж шеи A21.01.004 Массаж рук |
019327 5 Комплексный уход за кожей лица (чистка, массаж, маска, макияж)
|
A14.01.005 Очищение кожи лица и шеи A14.01.006 Вапоризация кожи лица A14.01.007 Наложение горячего компресса на кожу лица A14.01.008 Очищение кожи лица с помощью ложки Уны A14.01.009 Удаление камедонов кожи A14.01.010 Удаление милиумов кожи A14.01.011 Удаление кожного сала A14.01.012 Наложение маски на лицо |
019329 6 Гигиенический массаж, смягчение кожи, парафиновые укутывания кистей рук
|
A20.01.001 Парафиновая маска на кожу A21.01.004 Массаж рук |
019331 7 Удаление мозолей
|
A16.01.028 Удаление мозоли
|
019332 2 Смягчающие, тонизирующие ванночки и массаж ног
|
A21.01.009 Массаж ног |
Изменение в ОКУН сразу привело к тому, что "перекосило" всю нормативную базу индустрии красоты.
ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия» включает в себя следующее описание услуг:
3.6. Услуга по уходу за кожей лица и тела (косметическая услуга) - физическое и химическое воздействия на кожу лица и тела, брови и ресницы клиента в целях их омоложения, а также придания лицу индивидуальной выразительности с использованием средств декоративной косметики для удовлетворения эстетических потребностей клиента в соответствии с модой.
3.8. Массаж - физическое воздействие для омоложения лица и шеи клиента.
В связи с изменениями в ОКУН их тоже придется аннулировать?
А как быть с СанПин 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организации коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги»? Там ведь разрешение на косметические услуги зашито уже в самом названии?
Хорошо, допустим, что можно внести изменения в документы, но как быть с людьми, которые получили профессии и работают по специальности?
Профессии "Косметик" в этом году исполняется 25 лет, она была утверждена в привычном для индустрии формате Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 16.06.1988 N 371/18-27.
Вот профессиональные компетенции специалиста:
"Массаж лица, шеи и кожи головы. Чистка лица гигиеническая, вакуумная и др. Наложение питательных, дезинфицирующих масок. Проведение отшелушивающих процедур, парафиновые укутывания кистей рук. Поправка бровей, окраска ресниц и бровей, завивка ресниц. Умение наносить макияжи".
Осталась только "Поправка бровей, окраска ресниц и бровей, завивка ресниц"…
Понятно, что с таким набором услуг на кусок хлеба не заработаешь, и в парикмахерских по всей стране придется закрывать косметические кабинеты. Или же оказывать услуги подпольно.
Попадают под нож и две новые профессии, созданные в 2010 году - технолог-эстетист (специальность 100122 Прикладная эстетика) и стилист-визажист (специальность 100124 Стилистика и искусство визажа), поскольку часть их профессиональной деятельности также оказывается под запретом.
Технолог-эстетист утрачивает право на проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг, массажа и профилактической коррекции тела.
Стилист визажист - на выполнение салонного и специфического макияжа, что собственно, и составляет плоть и кровь его профессии.
А вот еще одна проблема, которая возникает в связи с запретами на косметические услуги.
Как теперь расценивать саму косметику - всю ту армию продуктов, которые, как утверждает Технический регламент "О безопасности парфюмерно-косметической продукции" предназначены для нанесения непосредственно на внешний покров человека (кожу, волосяной покров, ногти, губы и наружные половые органы) или на зубы и слизистую оболочку полости рта с единственной или главной целью их очищения, изменения их внешнего вида, придания приятного запаха, и/или коррекции запаха тела, и/или защиты, и/или сохранения в хорошем состоянии, и/или ухода за ними".
Но если услуги теперь стали медицинскими, то мы закрываем Технический регламент и открываем Федеральный закон № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и там находим строгое указание:
" Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний..."
Или обращаемся к другому Федеральному закону № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и там обнаруживаем (себе на голову), что вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики и лечения - это лекарственные средства!
Так куда же теперь отнесут косметические препараты, если они, неожиданно для себя и для всей индустрии красоты в целом, стали составляющей частью медицинской услуги?
Пока нет ответов ни на один из вопросов.
А вариантов развития может быть только два.
Либо Росстандарт найдет выход их неловкой ситуации и как-то обозначит отступление от собственного приказа.
Либо придется менять массу нормативных документов - вносить поправки во все, которые сегодня оказались вне поля правоприменения из-за изменений в ОКУН.
Что делать, не знает никто...
Зато уже есть невнятное разъяснение Министерства финансов по поводу налогообложения услуг в их новом формате:
В письме от 12 апреля 2013 г. № 03-11-06/3/12318 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина совместно с Росстандартом сообщает нам буквально следующее:
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов местного самоуправления в отношении оказания бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с ОКУН.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н услуги по татуажу, пилингу, пирсингу, массажу, криомассажу, эпиляции были отнесены к медицинским услугам.
Поэтому Изменением N 13/2012 ОКУН, утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2012 N 1880-ст, услуги по проведению татуажа, пилинга, пирсинга, услуги по уходу за телом, массажу тела, криомассажу, эпиляции тела, татуировке исключены из раздела "010000 Бытовые услуги" ОКУН.
Какие?
Ждем ответа. Вернее, ответов, потому что тут решением одного ведомства не обойтись.
Создавая структурированную законодательную базу, страна хотела как лучше, но получилось, как всегда. Стоило вынуть один крошечный кирпичик из ОКУН и посыпалось все здание понятных правил для индустрии красоты.