Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Догоним и перегоним?

11.08.2015
11374
13 мин на прочтение
Импортозамещение, объявленное в России задачей номер 1, не может не коснуться рынка косметологических услуг. Что и в каком объеме удается нам заместить уже сегодня? Что в этой связи беспокоит специалистов эстетической медицины?

«В ближайшее время, - считает аналитик рынка красоты Елена Москвичева, - мы будем просто вынуждены искать возможность замещения импортных продуктов российскими. В первую очередь, это связано с нестабильностью курса валюты. При волатильном курсе рубля сегодня практически невозможно предсказать, сколько денег надо заложить, чтобы купить какой-то продукт, какова в конечном итоге будет его стоимость и как это отразится на внутреннем финансовом состоянии предприятия».

Вторая причина, считает Е.В. Москвичева, состоит в серьезной подвижке компаний, производящих косметологическое оборудование и косметологические препараты. Это слияния, поглощения и изменения маркетинговой стратегии в связи с переменной собственников. Недавно мы стали свидетелями покупки компании Allergan компанией Actavis. Cменила владельца американская компания Solta Medical, производящая известные на российском рынке лазеры (технология Фраксель). Ее перекупила канадская компания Valeant. И пока непонятно, будет ли вкладывать деньги Actavis в развитие ботулотоксина и лаборатории, в которых можно было бы проводить испытания, а Valeant, вложившийся в логистику, инвестировать достаточное количество средств в производство агрегатных частей, манипул, необходимых для поддержания рабочего состояния лазеров.

И, наконец, есть определенные сигналы, что в ближайшее время российские приборы будут регистрироваться быстрее, к ним будет меньше претензий, чем к импортным приборам. Пока запретительные меры создаются только для государственных учреждений при закупке крупного медицинского оборудования. Однако, по мнению Елены Москвичевой, регистрация импортных косметологических приборов также будет связана с определенными трудностями для тех, кто собирается их ввозить. При этом надо учитывать очень важный факт: Росздравнадзор предупредил – российским продуктом будет считаться тот, что сделан в России, а не собран из китайских частей, завезенных в виде комплектующих.

Эти проблемы, встающие перед отраслью, заставят изменить маркетинговую стратегию компаний-поставщиков косметологического оборудования и косметологических препаратов. Естественно, это отразится на салонах красоты и клиниках косметологии, которые будут вынуждены обратиться в сторону российского производителя.

Разберемся, что сегодня имеется на российском рынке.

Импортозамещение: ботокс, коллаген и гиалуроновая кислота

Ботокс, коллаген и гиалуроновая кислота

Ведущее место на рынке инъекционной косметологии занимают препараты на основе ботулинического токсина, коллагена и гиалуроновой кислоты. Изначально этот сегмент был представлен только зарубежными брендами. Препараты ботулинического токсина, пришедшие на рынок первыми, импортировались из США, филлеры и биоревитализанты на основе гиалуроновой кислоты – из Европы (Италии, Франции, Швеции, Испании). Сегодня каждый из этих продуктов имеет свой российский аналог. Однако если рассматривать полный цикл производства, не всю эту продукцию в равной степени можно отнести к отечественной.

Отечественным препаратом на основе ботулинического токсина типа А является Релатокс, появившийся на рынке в 2014 году. Он разработан российскими учеными, производится в России компанией НПО «Микроген». Релатокс представлен в форме лиофилизата, из которого затем готовится раствор для внутримышечных инъекций. Двухлетние исследования, проведенные компанией при поддержке Дальневосточного Государственного Медицинского университета, показали: по эффективности и безопасности Релатокс не уступает свои зарубежным аналогам. Единственный минус – для стабилизации используется животный желатин, а не человеческий транспортный белок альбумин, что, по мнению ряда специалистов, делает его применение более рискованным для аллергиков.

В плане происхождения нареканий не вызывает и препарат Коллост - инновационный биопластический материал на основе нативного нереконструированного бычьего коллагена с полностью сохраненной структурой. Весь цикл его производства находится в России. Он производится компанией ЗАО «БИОФАРМАХОЛДИНГ» из отечественного сырья (отдельных частей шкур крупного рогатого скота). Высокое качество препарата, по словам производителей, гарантирует то, что изначально Коллост разрабатывался для медицинских нужд (в первую очередь, лечения труднозаживающих ран в общей хирургии и стоматологии). Сегодня на косметологический рынок приходится 60% продаж препарата. Коллост, относящийся к биоревитализантам, используется для улучшения качества кожи, лечения рубцов и стрий. Преимуществами Коллоста производители считают эффект «естественного омоложения» (из-за запуска неколлогенеза), отсутствие эффекта гиперкоррекции, более редкое по сравнению с другими биоревитализантами применение и прилагающуюся тест-пробу на аллергию. При этом цена на Коллост сопоставима с ценой на зарубежные препараты.

А вот с препаратами на основе гиуалуроновой кислоты неживотного происхождения в плане импортозамещения все гораздо сложнее. Вовремя почувствовав тренд, производители создали вполне конкурентноспособные препараты – с оригинальной формулой, широкой линейкой. Однако сырье для них поступает из-за рубежа. Нередко за рубежом располагается и само производство.

Филлер Repleri компании НовоНексус зарегистрирован как отечественный. При этом препарат изготавливается в Китае из китайского сырья. Так что, несмотря на российскую формулу, рассматривать его в плане импортозамещения – по признанию самих же производителей – не совсем корректно.

Филлер Amaline российского холдинга NMTC International производится в России. Сильной стороной препарата производители называют отсутствие фрагментов белка, гарантирующее гипоаллергенность составов и их совместимость с тканями человека, а также маленький размер частиц (порядка 30 - 100 мкм). Это позволяет избежать комочков при введении и последующего их разминания, часто приводящего к образованию синяков. Сырье поступает из Европы, Америки и Южной Кореи.

Препараты линии «Гиалуформ» компании Мартинекс производятся в России «Лабораторией Тоскани». Наряду с широкой линейкой, к достоинствам препарата относится то, что гиалуроновая кислота подвергается твердофазному равномерному молекулярно-массовому распределению, что позволяет достичь точно заданной длины молекул полисахарида в препаратах. Однако сырье имеет японское происхождение (концерн Shiseido).

И, наконец, к российским препаратам-биоревитализантам на основе гиалуроновой кислоты относится Outline Gel - биоревилизант компании Контургель-ХПМ. По словам производителей, очень важно, что используемая гиалуроновая кислота не содержит низкомолекулярных фракций и имеет практически идеальное молекулярно-массовое распределение. В процессе производства препарата происходит обработка солей гиалуроната полупроводниковым лазером с перестраиваемой частотой излучения, что приводит к усилению его биологической активности. Поставщиком сырья является японский концерн Shiseido.

Учитывая, что сегодня на российском рынке представлено только около 100 препаратов на основе гиалуроновой кислоты, выбор отечественных продуктов пока невелик, а продвижение тех, что имеются, идет нелегко. Основные причины – низкие рекламные бюджеты и недоверие потребителей.

«К сожалению, многие потребители с недоверием относятся к отечественным препаратам, - рассказывает продакт-менеджер препарата Коллост Галина Гурьянова. – Считают, что в России производится один брак, что все сертификаты получены за деньги. Наблюдается и некоторая инертность среди косметологов, давно работающих на рынке. Привыкнув работать с каким-то одним препаратом, они не желают пробовать что-то еще. Особенно это видно на обучении – молодые косметологи более охотно пробуют что-то новое».

В свою очередь, опытные косметологи не согласны, что это только инертность. По мнению ряда специалистов, достаточно долгий опыт применения различных инъекционных препаратов на рынке позволяет определить основные характеристики, отвечающие за их эффективность. Большинство препаратов им соответствует. Основным камнем преткновения при выборе препарата становится его безопасность. Сегодня известно, что исходное сырье ГК биотехнологического бактериального синтеза выпускается несколькими крупными компаниями, расположенными в Европе, Японии, Китае. Большинство микроорганизмов, синтезирующих ГК, в той или иной степени являются патогенами животных и человека. Отсюда возникает вопрос очистки сырья. Ее степень характеризуют показатель бактериальной эндотоксичности остаточного белка и нуклеиновых кислот. Исходя из этих показателей, стоимость ГК с одинаковыми химико-физическими свойствами, но с различным уровнем остаточных белков, может отличаться в 10 раз. Врач обязательно должен это учитывать – иметь подробную информацию об источнике происхождения и компании-производителе исходного сырья с указанием содержания остаточных белков и низкомолекулярных фракций ГК.

Импортозамещение: аппаратные методы

Аппаратные методы

По словам Адама Левковича, врача-косметолога высшей категории, преподавателя Эстетической медицины РУДН, в 90-ые годы наша косметология располагала своими аппаратными методами. Но они были очень простыми: применялись гальванический ток, Дарсонваль, миостимуляция. Появилась микротоковая терапия, однако уже тогда она была представлена американской компанией, сотрудничающей со «СпортМедИмпортом». Сегодня на рынке имеется огромное количество новейшей аппаратуры, о которой раньше приходилось только мечтать. В первую очередь, это лазерные технологии. Их достоинство в том, что они способны решать любые проблемы: проводить анти-эйдж процедуры, эпиляцию, коагуляцию сосудов, удаление пигментных пятен и новообразований, липосакцию, хирургические операции. На втором и третьем месте по эффективности и широте спектра действия стоят приборы радиочастотного и ультразвукового воздействия. К сожалению, почти все эти технологии разработаны в Европе, Америке, Израиле, Корее, Южном Китае. Однако это не означает, что мы сами разучились что-либо производить.

Лазерный прибор Magic3, по мнению Адама Левковича, по многофункциональности не уступающий зарубежным аналогам, выпускают производители из Нижнего Новгорода. Аппарат полностью отечественный – создан на базе военно-промышленного предприятия, занимавшегося лазерными технологиями для военного комплекса. К достоинствам аппарата относятся производство комплектующих в виде блоков (при выходе их строя блок легко заменить) и отсутствие необходимости в расходных материалах. В разработке компании - лазер тулий-хром для абляционного лазерного омоложения.

Еще один отечественный производитель, значительно продвинувшийся в последнее время, – это НПФ «Галатея». Наряду с аппаратами на основе микротоков и приборов для миостимуляции, предприятием разработан прибор для электропорации Галатея «Мезотера», а также первая отечественная RF-система Эстер, предназначенная для безоперационной подтяжки кожи, устранения мимических и статических морщин, коррекции овала лица, коррекции целлюлита и моделирования силуэта.

Достаточно долго на рынке работает предприятие «РосМедтехника» (производит приборы на основе радиочастот, микротоков, для вакуумного массажа и лимфодренажа), а также компания «Мед ТеКо», выпускающая аппараты для ультразвуковой терапии, электротерапии и миостимуляции.

«При продвижении приборов на российском рынке пока производители испытывают достаточно серьезные трудности, - рассказывает официальный дилер российских лазерных систем Magic3 Александр Василюк. – Это и менталитет российского покупателя, который не доверяет отечественной технике. Приходится прикладывать очень много усилий, чтобы доказать, что лазер хороший. Это и молодой возраст нашего лазера: мы не можем заявить, что работаем на рынке 15-20 лет, и сегодня прибор представлен в 40-50 странах мира. Как это ни удивительно, сложностью иногда становится даже наше конкурентное преимущество – отсутствие расходных материалов. Все привыкли, что в лазере надо что-то менять (насадки, различные элементы, как минимум, заливать регулярно воду). Многие думают, что здесь скрывается какой-то подвох».

«Конечно, к аппаратам российского производства может быть недоверие, - соглашается Адам Левкович. – Однако когда специалист убеждается, что техника правильно собрана, безопасна, дает такой же результат, на первый план выходит вопрос стоимости. Если американский аппарат на основе микротоков в среднем стоит 280-320 тысяч, то отечественный препарат с теми же принципами – 50 тысяч. Даже в отсутствие кризиса это очень весомый довод отдать предпочтение отечественной аппаратуре».

Оптимизм, по мнению Адама Левковича, вселяют и новые требования к переобучению специалистов. Согласно приказу Минздраву они должны проходить его раз в пять лет. Если раньше переобучение могла проводить любая фирма и компания, что нередко сопровождалось рекламой и лоббированием интересов каких-то производителей, то теперь оно проходит на базе курсов повышения квалификации медицинских институтов. Поэтому все специалисты имеют возможность получить объективную информацию.

Импортозамещение: профессиональная косметика

Профессиональная косметика

Сегодня на рынке представлено большое количество зарубежных профессиональных линий, очень мало – отечественных, и вся продукция производится из импортного сырья. В плане импортозамещения этот факт, и не только, становится для отрасли серьезной проблемой.

«Тема импортозамещения косметических ингредиентов очень непростая. Сегодня сами мы не производим практически ничего, - рассказывает председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации, к.б.н. Татьяна Пучкова. - В сторону импортозамещения пока достаточно успешно движется компания «НОРКЕМ», выпускающая ПАВы для бытовой химии и косметики. Их качество лишь немного уступает зарубежному. Наряду с БАДами некоторые растительные ингредиенты производит компания Эвалар. Все остальное (98%) – импорт. У нас практически утеряна такая отрасль, как производство эфирных масел (раньше они производились в Краснодарском крае). Почти на 100% закупаются отдушки - раньше они тоже были свои. Консерванты и солнцезащитные фильтры закупались всегда. Конечно, косметическое сырье – понятие очень обширное. Оно включает в себя огромное количество категорий. Если рассматривать каждую категорию по отдельности, вероятно, можно найти компании, производящие отдельные косметические ингредиенты. Но ведь речь идет о многотоннажном сырье. В масштабе отрасли этого производства недостаточно».

С этой оценкой Татьяны Пучковой согласна косметолог, эксперт по оценке качества косметической продукции Яна Петинати: «Производство эфирных масел сохранилось в Крыму. В Архангельске работает завод по переработке водорослей. Однако все эти старые предприятия нуждаются в модернизации, пока они не в силах заполнить российский рынок, конкурировать по масштабам производства и качеству с зарубежными производителями. Мы слишком затратная и наукоемкая область, для развития нужны инвестиции».

Не менее серьезной проблемой для импортозамешения становится и качество самого сырья. Особенность производства российской косметики заключается в том, что сырье везется не только из Европы и Америки, но и из Юго-Восточной Азии. Оно обходится производителям дешевле, это особенно важно при волатильном курсе рубля. По ряду позиций азиатское сырье уступает европейскому. При этом возможность оценки сырья на законодательном уровне у нас отсутствует.

Согласно действующему российского законодательству, вся парфюмерно-косметическая продукция, поступающая на рынок таможенного союза, должна иметь сертификаты безопасности и заявленных потребительских свойств. Если они отсутствуют, или производитель просто хочет подтвердить уже имеющиеся сертификаты, он представляет свой продукт в специальную лабораторию. В ней оценивается безопасность косметической продукции, ингредиентный состав и потребительские свойства (показатели гидратации, гипоаллергенности и т.д.). При этом в России нет ни одного регламентирующего документа, ни на импортное, ни на отечественное сырье - качество ингредиентов никто не проверяет. Паспорт, испытательные протоколы на сырье (производственный контроль, входной контроль, измерение плотности того же масла) производители сырья делают у себя. Между тем, цена на экстракт дерева ши у разных производителей может отличаться в 20 раз, во столько же раз отличается его качество. В условиях роста цен это толкает производителя закупать сырье более низкого качества. Но пока получается, что исследование именно потребительских свойств продукта является единственным критерием оценки качества сырья.

И, наконец, третья проблема в импортозамещении профессиональных средств – перестройка самого производства и трудности логистики. Косметологи жалуются – с повышением цены на импортные препараты повышается цена на процедуры, но доходы потребителей тоже падают. Ввозить ряд импортных препаратов становится невыгодно. На ситуацию надо реагировать: освобождающуюся нишу могли бы занять производители массовой косметики. Но здесь – другие сектора продаж, другие требования к ингредиентам и производству, другая упаковка (ампулы, тубы 200-300 мл). Все это надо искать заново, на все это требуется время.

Что помогает немногочисленным отечественным производителям выживать и развиваться в этих непростых условиях?

«Будем предельно честны, - отмечают наши эксперты. - Бизнесу все равно, зарубежный продукт или российский. Главное - иметь надежного партнера, предоставляющего качественный конкурентноспособный продукт и иметь высокую норму прибыли. Но так было раньше и только в России. В любой другой стране мира поддерживали отечественного – СВОЕГО – производителя».

Безусловно, производство косметических ингредиентов - очень наукоемкая и затратная область. «С бухты-барахты» здесь взяться ничего не может. Однако если в отрасль пойдут инвестиции, экономическая ситуация стабилизируется, через несколько лет мы можем обнаружить – появились производители сырья, самого разного.

Обнадеживает и то, что фармкомпании в качестве дополнительного производства стали развивать косметические линии. Эта тенденция наблюдается в течение последних четырех лет. Во-первых, к изделиям медицинского назначения у нас предъявляются более высокие требования. Во-вторых, у них есть поставщики ингредиентов, а уровень и качество производства выше, чем у компаний, которым все приходится начинать с нуля.

Радует увеличившаяся ответственность крупных производителей и дистрибьюторов косметических средств. Для поддержания статуса, имиджа компании они стали гораздо чаще по собственному желанию предъявлять продукты на экспертизу, а значит, и более требовательно подходить к качеству продукта. Ведь любая рекламация – дискредитация их имени.

Автор:

Светлана Троицкая

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Воздействуем на целлюлит комплексно: RF и текар-терапия
Аппаратные технологии
Воздействуем на целлюлит комплексно: RF и текар-терапия
В статье рассмотрен принцип работы Winback текар-терапии при работе с такими несовершенствами фигуры...
Микроигольчатый RF-лифтинг без боли: возможно ли?
Аппаратные технологии
Микроигольчатый RF-лифтинг без боли: возможно ли?
В статье речь пойдет о фракционном RF-лифтинге на аппарате EXION и его главных особенностях, таким к...