Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Прием на работу и увольнение врачей

25.08.2015
20734
8 мин на прочтение
Зорилэ Виталий Валентинович
Вопросы приема и увольнения персонала всегда требуют от работодателя повышенного внимания к соблюдению всех предписанных законом гарантий и прав. Разногласия между работником и работодателем чаще всего возникают именно в связи с увольнением и порой доходят до судебных разбирательств, потерпевшей стороной в которых в подавляющем большинстве случаев признается увольняемый работник.

Для приема сотрудников на работу в Приказе Минздрава №381Н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"» описана оргструктура клиник косметологии и салонов красоты с медицинской лицензией и рекомендуемые штатные нормативы медицинского и иного персонала косметологического кабинета. Сотрудников можно нанимать в соответствии с квалификационными требованиями, которые описаны в 2 нормативных документах: Приказе Минздравсоцразвития от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» и Постановлении Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

Прием медицинского персонала на работу

Самое главное, о чем нужно помнить при найме персонала в медицинскую организацию, это то, что все работники должны быть штатными сотрудниками, оформленными по трудовому законодательству. Очень распространена практика, когда вновь пришедший персонал оформляется как ИП и самостоятельно осуществляет рассчетно-кассовое обслуживание. Однако под лицензией медицинской организации может работать исключительно штатный персонал. Это же правило распространяется и на специалистов, которые работают в клиниках на периодической основе или приезжают для проведения мастер-классов. И то, и другое незаконно, если специалист не является штатным сотрудником клиники.

Единственная предусмотренная форма работы с сотрудниками клиник косметологии – это трудовой договор, который оформляется бессрочно для всех сотрудников, кроме генерального директора и его заместителя. Это значит, что в случае расторжения договора по инициативе работодателя, он должен за 2 месяца уведомить об этом работника.

Прием медицинского персонала на работу

Как минимизировать риски при оформлении медицинского персонала?

Во-первых, согласно трудовому законодательству, сотрудника можно оформить с испытательным сроком до 3 месяцев. Впрочем, заработная плата сотрудника на время испытательного срока не может быть меньше той, что предусмотрена штатным расписанием. Предполагается, что сотрудник исполняет обязанности в полном объеме и получает заработную плату полностью. Однако в период испытательного срока работодатель вправе расстаться с сотрудником в течение 3 дней.

При этом стоит помнить, что в случае возникновения разногласий и рассмотрения дела в трудовой комиссии, работодатель должен четко обозначить причину непрохождения испытательного срока. Для этого при приеме на работу сотрудник должен быть ознакомлен с планом ввода его в строй, где описана программа, которую он должен пройти за испытательный срок. Как правило, сюда относят ознакомление с нормативными документами, изучение правил, распорядков и прочее. Таким образом, в случае расставания с работником до окончания испытательного срока, работодатель может в качестве его причины обозначить непрохождение установленной программы ввода в строй. Увольнение же в период испытательного срока без объяснения причин дает сотруднику возможность обратиться в трудовую комиссию с заявлением о необоснованном расторжении трудового договора. При этом всегда нужно помнить, что судебные споры между работником и работодателем в большинстве своем заканчиваются в пользу первого.

Оформление трудового договора с медицинским персоналом

Наиболее распространенная сегодня на рынке труда индустрии красоты ошибка – это работа по договору подряда или услуг с физическим лицом, т.е. в рамках гражданско-правовых, а не трудовых отношений. Во-первых, это нарушает правило, согласно которому все сотрудники в медицинской организации должны быть штатными. Во-вторых, любой договор, содержащий формулировки о работе на конкретном рабочем месте, в определенном графике, в случае судебных разбирательств будет признан трудовым, в независимости от того, какое название вы укажете. Поэтому оформление медицинских специалистов по краткосрочным договорам подряда, что, работодатель, как правило, делает для более быстрого расставания с работников в случае такой необходимости, при обращении работника в трудовую инспекцию будет признан трудовым и, соответственно, бессрочным. Кроме штрафов за несоблюдение трудового законодательства, работодателю это также грозит тем, он будет обязан выплатить работнику компенсацию в полном объеме заработной платы за весь период вынужденного простоя (с момента расторжения договора до вынесения судебного решения) и восстановить его в должности.

В-третьих, договор подряда с физическим лицом не имеет никакого экономического смысла, поскольку организация за сотрудника, с которым подписан такой договор, выплачивает те же начисления, что и при трудовом договоре. Единственное исключение составляют страховые взносы, однако их размер гораздо меньше штрафов и возможных издержек, которые может понести работодатель в случае возникновения конфликтов с работником.

Таким образом, единственный правильный вариант оформления медицинского персонала в клинике – это трудовой договор. Как же его оформить грамотно (читай – в пользу работодателя)?

Если во время работы в медицинской организации сотрудник проходит обучение, работодателю следует оформить учебный договор с указанием стоимости обучения и порядка возврата этих средств. Согласно этому документу, суммы, затраченные работодателем на обучение сотрудника, подлежат компенсации в случае расторжения трудового договора по инициативе последнего. Как правило, работодатель заинтересован в том, чтобы работник продолжал свою трудовую деятельность в компании как можно дольше. Таким образом, списание стоимости обучения можно «растянуть» на несколько лет. Чем больше работодатель вложил в сотрудника, тем более «привязанным» тот оказывается. Таким образом, у учебных договоров целых 2 значительных преимущества. Во-первых, это повышение квалификации сотрудника. Во-вторых, в случае возникновения разногласий такой договор может являться сдерживающим для сотрудника фактором.

В трудовом договоре должны быть описаны основные функциональные задачи сотрудника, но максимально подробно и широко их лучше описать в приложении к договору с оговоркой о том, что сотрудник обязан выполнять все существующие распоряжения, распорядки и иные документы, существующие в организации. Среди этих документов положение о распорядке дня и трудовая инструкция (изменения в которую можно вносить гораздо чаще и проще, чем в сам договор).

Оплата труда медицинского персонала

Заработная плата сотрудников должна состоять из фиксированной и премиальной частей. Первая часть является обязательной, в нее включены выход сотрудника на рабочее место и выполнение им своих функциональных обязанностей. Размер этой суммы, как правило, продиктован средними региональными или отраслевыми нормативами. Вторая часть заработной платы зависит от объема выполненной сотрудником работы, а ее размер (или описание ее вычислений) и условия выплаты должны быть зафиксированы в трудовом договоре. Такой подход позволяет в случае расставания с работником не выплачивать ему премиальную часть. Это значит, что, фиксируя прозрачную систему оплаты труда в трудовом договоре, работодатель оставляет за собой право распоряжаться переменной частью заработной платы работника по собственному усмотрению. Для этого руководству клиники косметологии необходимо на регулярной основе подписывать приказы о ежемесячных (или ежеквартальных) индивидуальных и коллективных планах продаж и ознакамливать с ними сотрудников.

Если врач работает в нескольких клиниках и оформляется по трудовому договору по совместительству, то нужно помнить о том, что общее число ставок, которое может совмещать один человек, не может превышать 1,75, а запись в трудовой книжке делается по желанию сотрудника.

Как уволить врача

Согласно законодательству, о своем решении прекратить трудовые отношения работодатель обязан уведомить сотрудника за 2 месяца. В качестве причины такого решения не стоит указывать недостаточную квалификацию специалиста или низкое качество оказываемых им услуг. Очень часто руководители клиник годами не знают, как расстаться с неугодным специалистом. На самом деле, если вы приняли такое решение, достаточно просто уведомить об этом врача, и через 2 месяца трудовые отношения будут прекращены.

Если же вы просто попросите врача написать заявление об увольнении по собственному желанию, он до последнего дня до истечения двух недель отработки будет иметь возможность свое заявление отозвать. Как правило, заявления об увольнении по собственному желанию пишут по взаимному согласию сторон, однако сотрудник может использовать это в своих интересах и заявление забрать. Это возможно в любом случае, за исключением тех, когда на освобождающееся место уже найден новый сотрудник и с ним подписан письменный договор или намерения о работе.

Увольнение по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей (эти факты должны быть документально подтверждены) регулируется трудовым законодательством. Если сотрудник отказывается от написания объяснительных записок по поводу опозданий, невыполнения тех или иных задач, то в интересах работодателя самостоятельно фиксировать все факты нарушений за подписью других сотрудников. Это долгий и неприятный путь, который нужно будет пройти, если вам как руководителю клиники нужна формальная причина для увольнения врача. Быстрее и правильнее будет за 2 месяца уведомить его о грядущем увольнении.

Как уволить врача

Как уволить главного врача

Большинство проблем, с которыми может столкнуться руководство клиники при увольнении главного врача, связаны с исполняемыми им функциями. В широком смысле и согласно документам Минздрава, главный врач рассматривается как руководитель медицинской организации с медицинским и административными функциями. Так, например, согласно Минздраву, главный врач должен, кроме прочего, подписывать и бухгалтерскую отчетность.

В клиниках косметологии, как правило, есть и генеральный директор, и главный врач. В этом случае главврач должен выполнять 4 основные функции:

  1. Обеспечивает качество услуг клиники
  2. Контролирует деятельность врачей
  3. Подбирает персонал
  4. Разрабатывает стандарты работы организации и оказывает помощь в формировании номенклатуры услуг.

Если весь этот функционал грамотно и подробно описать в приложении к трудовому договору, у работодателя всегда найдется пусть и незначительная, но все же подходящая для расторжения трудового договора причина.

Что делать, если врача нужно уволить завтра?

В трудовом законодательстве нет такого понятия, как компенсация в случае увольнения. Однако предусмотрен тот самый двухмесячный срок, за который вы обязаны сообщить сотруднику о расторжении трудового договора. Достаточно распространенной является практика, когда при необходимости быстро уволить сотрудника ему выплачивают заработную плату за 2 месяца, то есть те деньги, которые он мог бы получить, оставшись на отработку. Такой выход из ситуации выгоден обеим сторонам. Стоит уточнить также, что в таких случаях выплате подлежит только фиксированная часть оклада.

Процедура передачи документов при увольнении врача

При увольнении врача руководство клиники должно составить план передачи дел, который сотрудник должен выполнить в полном объеме до момента истечения срока отработки. Если врач этот план не выполняет, у работодателя не так много инструментов, чтобы повлиять на ситуацию, поскольку все обязательные выплаты сотруднику необходимо сделать в последний день его работы.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий