Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Кальция гидроксиапатит и микросфокусированный ультразвук для подтяжки кожи: результаты исследования

23.09.2020
6090
1 мин на прочтение
Юцковская Яна Александровна
Описаны клиническая эффективность и переносимость комбинированной терапии возрастных изменений кожи микросфокусированным ультразвуком с визуализацией и филлера на основе гидроксиапатита кальция, разведенного физиологическим раствором, и изучена удовлетворенность пациентов
Кафедра дерматовенерологии и косметологии, Тихоокеанский государственный медицинский университет, Москва, Россия
Клиника профессора Юцковской, Москва, Россия
Кафедра патологической анатомии, Университет им. Сеченова, Москва, Россия

Гидроксиапатит кальция (CaHA) является единственным биодеградируемым филлером, который позволяет быстро восстановить утраченный объем и при этом стимулировать выработку естественного коллагена в коже1. Воздействие на кожу ультразвуковых волн приводит к выборочному нагреванию тканей на заданной глубине и образованию очагов термической коагуляции, при регенерации которых также происходит увеличение синтеза новых волокон коллагена. У обоих методов (инъекции филлера на основе гидроксиапатита кальция и воздействие ультразвуковых волн) благоприятный профиль безопасности, который хорошо изучен и одобрен FDA; эффективность показана в исследованиях2-8. Поэтому вызывает интерес возможность их комбинирования для усиления эффекта подтяжки кожи. Пока проведено всего несколько подобных исследований: для устранения целлюлита, лечения атрофических рубцов постакне, снижения эластичности кожи и морщин на шее и в зоне декольте, а также снижения эластичности кожи внутренней части бедер9-13.

В настоящем исследовании мы оценивали клиническую эффективность и переносимость методов для коррекции возрастных изменений кожи лица, шеи и зоны декольте, а также удовлетворенность пациентов. Кроме того, были изучены патогистоморфологические характеристики для установления совместимости данной комбинации.

В рамках исследования было назначено пять визитов.

В 1-й и 2-й визиты (день (D)01 и месяц (M)04, соответственно) филлер (разведение физиологическим раствором 1:2) вводился подкожно в правую часть нижней трети лица, в область шеи и декольте с правой стороны и в правый нижний квадрант живота. В качестве контроля в левую часть нижней трети лица, область шеи и декольте с левой стороны вводился физиологический раствор.

В 3-й визит (М08) проводилась обработка микросфокусированным ультразвуком с визуализацией (MFU-V) (800 линий обработки) нижней трети лица (с обеих сторон), всей области шеи и декольте (рисунок 1), а также правого нижнего квадранта живота.

Пункционная биопсия обработанной области живота (правый нижний квадрант живота) проводилась в рамках 1-го визита до начала процедуры, а также в рамках 3-го (M08) и 4-го визитов (M12) (рисунок 2).

В 4-й и 5-й визиты (M12 и M15, соответственно) филлер вводился подкожно в левую часть нижней трети лица, область шеи и декольте с левой стороны. В качестве контроля в правую часть нижней трети лица, область шеи и декольте с правой стороны вводился физиологический раствор.

Области обработки MFU-V
Рисунок 1. Области обработки MFU-V
Область проведения пункционной биопсии
Рисунок 2. Область проведения пункционной биопсии

Введение препарата и обработка микросфокусированным ультразвуком проводились под местной анестезией. Крем наносился на 30–45 минут до начала лечения. Место введения препарата дезинфицировалось 0,05% раствором хлоргексидина диглюконата. Филлер вводился по методу профессора Юцковской.

Данные экспертной оценки и измерение ощущений пациентов

Изменение объема в области под подбородком и шейно-нижнечелюстного угла

Проводилось во время визитов D01, M08 и M12. С помощью сканера делались мгновенные снимки с коррекцией на микродвижения пациенток. Последующие расчеты выполняли с использованием программы PhoenixCAS. Изменение объема варьировалось от 0,4 до 24,1 см9-13 или от 0 до 8 градусов; негативное изменение наблюдалось только у одной пациентки, у которой объем под подбородком увеличился на 3,9 см9-13 (14 градусов).

Оценка независимыми экспертами на основе Шкалы оценки эстетического результата компании Merz (Merz Aesthetics Scales)

Возрастные изменения оценивались следующим образом: морщины марионетки 2,47 ± 0,8, контур линии подбородка 2,2 ± 0,7 и шея 2,1 ± 0,7 баллов. Через 15 месяцев эти показатели изменились следующим образом: 1,8 ± 0,7, 1,89 ± 0,56 и 1,7 ± 0,6 баллов, соответственно. Таким образом, выявлено уменьшение выраженности возрастных изменений во всех обработанных областях по сравнению с исходным уровнем по оценке исследователя.

Субъективное ощущение интенсивности боли пациенток

Оценивалось с применением Вербальной рейтинговой шкалы (Verbal Rating Scale). На первом этапе пациентки оценили интенсивность боли в области лица в 2,00 ± 0,90 балла, а через 15 месяцев — в 1,30 ± 0,58 балла. Интенсивность боли в области шеи составляла 1,78 ± 0,97 балла (в начале лечения) и 1,40 ± 0,60 балла (после завершения лечения), при этом боль в области декольте - 1,78 ± 0,78 балла и 1,47 ± 0,60 балла, соответственно. Во всех обработанных областях субъективное ощущение боли во время проведения процедур снизилось к 5 этапу исследования.

Удовлетворенность результатами лечения по всем обработанным областям по шкале GAIS увеличилась к 5 этапу исследования (таблица 1)

  Этап 2 Этап 5
Исследователь
Левая сторона 1,30 ± 0,58 3,00 ± 0,80
Правая сторона 2,00 ± 0,57 2,78 ± 0,80
Пациент
Левая сторона 1,68 ± 0,90 2,47 ± 1,00
Правая сторона 1,70 ± 0,90 2,40 ± 1,00

Данные сравнительной морфологической оценки изменений кожи с передней стенки живота

  1. Изменения кожи пациенток после лечения наблюдались уже к визиту исследования M08 и достигли максимума к визиту М12 и включали в себя усиление неоангиогенеза как в поверхностном, так и в более глубоких слоях дермы. При окрашивании по Ван-Гизону и окрашивании эластиновых волокон по Вейгеру было показано, что во внеклеточном матриксе кожи продолжалась аккумуляция грубых коллагеновых волокон и качественно измененных эластиновых волокон.
  2. После введения CaHA, разведенного физиологическим раствором, при иммуногистохимической оценке наблюдалось значительное увеличение содержания коллагена I типа, коллагена III типа и эндотелиального маркера новообразованных кровеносных сосудов. Эти изменения усилились после обработки MFU-V.

Результаты

Мы показали, что после комбинированной обработки (введение разведенного CaHA и воздействие MFU-V) наблюдалось значительное увеличение большинства индикаторов профилеративной и синтетической активности клеток.

Комбинация методов улучшила кровоснабжение тканей, благодаря чему активировался ангиогенез и усилилась синтетическая активность клеток, в том числе выработка эластиновых волокон. Небольшое последующее увеличение количества эластиновых волокон наблюдалось и после обработки ультразвуком. Это может указывать на то, что микросфокусированный ультразвук не приводит к повреждению эластиновых волокон, образовавшихся после введения филлера, разведенного физиологическим раствором, а, напротив, стимулирует увеличение их количества и улучшение качества. Следует отметить, что в исследовании влияния ультразвука на подтяжку кожи у пациентов монголоидной расы на основе биопсии кожи показано увеличение количества эластиновых волокон14-15.

Ранее уже сообщалось об увеличении количества коллагена III типа с постепенным выравниванием соотношения по коллагену I типа2-13. В этом исследовании мы показали, что небольшое преобладание коллагена III типа не было статистически значимым, поскольку коллаген обоих типов аккумулировался практически в одинаковом соотношении (0,6:0,7). Выявленные нами изменения отличались от данных предыдущих исследований, где после лечения в коже лица преобладал коллаген I типа. Это может быть обусловлено особенностями кожи передней стенки живота. Кожа передней стенки живота как с точки зрения морфологии, так и с точки зрения иммуногистохимических характеристик, отличается от кожи лица. Признаков эпидермальной атрофии практически не выявлено, отличалось соотношение коллагена I и III типов, при этом эластиновых волокон было больше. Этими особенностями, а также функциональными различиями можно объяснить разницу возрастных изменений в этих областях.

Наши результаты согласуются с данными гистологического исследования кожи при ее обработке высокоинтенсивным сфокусированным ультразвуком (HIFU) и радиочастотными волнами: обработка HIFU привела к неоколлагеногенезу в среднем и глубоком сетчатом слоях дермы и неоэластогенезу в глубоком сетчатом слое дермы14-15.

Полученные результаты также согласуются с данными гистологического исследования, полученными при ведении клинического случая, описанного Casabona G и соавт.9-13: обработка MFU-V не привела к изменению гистологических характеристик или эффективности CaHA; напротив, она помогла усилить образование новых волокон коллагена и эластина и улучшить их качество.

Выводы

  1. Введение кальция гидроксиапатита в разведении в комбинации с ультразвуковым воздействием позволило стимулировать неоангиогенез, усилить синтетическую активность клеток, значительно увеличить количество волокон коллагена и эластина и ремоделировать как поверхностные, так и более глубокие слои дермы.
  2. Процедуры хорошо переносились, при этом высокой была степень удовлетворенности пациенток.
  3. Полученные результаты указывают на то, что при обработке MFU-V не нарушается, а, напротив, усиливается синтетическая активность клеток, что позволяет получить синергетический эффект при введении CaHA для улучшения подтяжки кожи.

Узнать больше об аппарате Ulthera® System можно на сайте www.pro.ulthera.ru

Источники:

  1. Loghem JV, Yutskovskaya YA, Philip Werschler W. Calcium hydroxylapatite: over a decade of clinical experience. [Review] = Логем ЮВ, Юцковская ЮА, Филипп Вершлер В. Гидроксилапатит кальция: клинический опыт более десяти лет // J Clin Aesthet Dermatol. 2015 Jan; 8(1): 38–49.
  2. Alam M, White LE, Martin N, et al. Ultrasound tightening of facial and neck skin: a rater-blinded prospective cohort study = Алам M, Вайт ЛЕ, Мартин Н et al. Ультразвуковая подтяжка кожи лица и шеи: слепое проспективное когортное исследование // J Am Acad Dermatol. 2010;62:262–269.
  3. Berlin AL, Hussain M, Goldberg DJ. Calcium Hydroxylapatite Filler for Facial Rejuvenation: A Histologic and Immunohistochemical Analysis = Берлин АЛ, Хуссейн М, Гольдберг ДЖ. Гидроксилапатитный наполнитель кальция для омоложения лица: гистологический и иммуногистохимический анализ // Dermatol Surg. 2008;34:S64–S67.
  4. Lee HS, Jang WS, Cha YJ, et al. Multiple pass ultrasound tightening of skin laxity of the lower face and neck = Ли ХС, Джанг ВС, Ча ЮД и др. Многократное ультразвуковое подтягивание кожи нижней части лица и шеи // Dermatol Surg. 2012 Jan;38(1):20-7.
  5. Sasaki GH, Tevez A. Clinical efficacy and safety of focused-image ultrasonography: a 2-year experience = Сасаки ГХ, Тевез А. Клиническая эффективность и безопасность MFU-V сфокусированного изображения: двухлетний опыт // Aesthet Surg J. 2012;32:601–612.
  6. Suh DH, Shin MK, Lee SJ, et al. Intense focused ultrasound tightening in Asian skin: clinical and pathologic results = Сух ДХ, Шин МК, Ли С.Дж. и др. Интенсивно сфокусированная ультразвуковая подтяжка азиатской кожи: клинические и патологические результаты // Dermatol Surg. 2011;37(11):1595– 1602.
  7. Yutskovskaya YA, Kogan EA. Improved neocollagenesis and skin mechanical properties after injection of diluted calcium hydroxylapatite in the neck and décolletage: a pilot study = Юцковская ЮА, Коган ЕА. Улучшение неоколлагенеза и механических свойств кожи после введения разбавленного гидроксилапатита кальция в шею и область декольте: пилотное исследование // J Drugs Dermatol. 2017;16:68–74.
  8. Yutskovskaya YA, Kogan EA, Leshunov E. A randomized, split-face, histomorphologic study comparing a volumetric calcium hydroxylapatite and a hyaluronic acid-based dermal filler = Юцковская ЮА, Коган ЕА, Лешунов Е. Рандомизированное гистоморфологическое сплит-исследование, сравнивающее объемный гидроксилапатит кальция и дермальный наполнитель на основе гиалуроновой кислоты // J Drugs Dermatol. 2014;13:1047–1052.
  9. Casabona G. Combined use of microfocused ultrasound and a calcium hydroxylapatite dermal filler for treating atrophic acne scars: A pilot study = Касабона Г. Комбинированное использование микросфокусированного ультразвука и дермального наполнителя гидроксилапатита кальция для лечения атрофических шрамов от угревой сыпи: пилотное исследование // J Cosmet Laser Ther. 2018 Feb;(5):1-6.
  10. Casabona G, Michalany N. Microfocused ultrasound with visualization and fillers for increased neocollagenesis: clinical and histological evaluation = Касабона Г, Михалани Н. Микросфокусированный ультразвук с визуализацией и филлерами для усиления неоколлагенеза: клиническая и гистологическая оценка // Dermatol Surg. 2014 Dec;40 Suppl 12:S194-8.
  11. Casabona G, Nogueira Teixeira D. Microfocused ultrasound in combination with diluted calcium hydroxylapatite for improving skin laxity and the appearance of lines in the neck and décolletage = Касабона Г, Ногуэйра ТД. Микросфокусированный ультразвук в сочетании с разведенным гидроксилапатитом кальция для улучшения упругости кожи и появления линий на шее и области декольте // J Cosmet Dermatol. 2018 Feb;17(1):66-72.
  12. Casabona G, Pereira G. Microfocused Ultrasound with Visualization and Calcium Hydroxylapatite for Improving Skin Laxity and Cellulite Appearance = Касабона Г., Перейра Г. Микрофокусированный ультразвук с визуализацией и гидроксилапатитом кальция для улучшения упругости кожи и признаков целлюлита // Plast Reconstr Surg Glob Open. 2017 Jul 25;5(7):e1388.
  13. Casabona G, Michalany N. Microfocused ultrasound with visualization and fillers for increased neocollagenesis: clinical and histological evaluation = Касабона Г, Михалани Н. Микрофокусированный ультразвук с визуализацией и наполнителями для усиления неоколлагенеза: клиническая и гистологическая оценка // Dermatol Surg. 2014 Dec;40 Suppl 12:S194-8.
  14. Suh DH, Shin MK, Lee SJ, et al. Intense focused ultrasound tightening in Asian skin: clinical and pathologic results = Сух ДХ, Шин МК, Ли С.Дж. и др. Интенсивно сфокусированная ультразвуковая подтяжка азиатской кожи: клинические и патологические результаты // Dermatol Surg. 2011;37(11):1595– 1602.
  15. Yutskovskaya YA, Kogan EA. Improved neocollagenesis and skin mechanical properties after injection of diluted calcium hydroxylapatite in the neck and décolletage: a pilot study = Юцковская ЮА, Коган ЕА. Улучшение неоколлагенеза и механических свойств кожи после введения разбавленного гидроксилапатита кальция в шею и область декольте: пилотное исследование // J Drugs Dermatol. 2017;16:68–74.


НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
ООО «Мерц Фарма», 123112, Москва, Пресненская наб., 10, Тел.: +7 (495) 653 8 555

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Обнаружили связанные с ожирением мутации
Антивозрастная терапия
Обнаружили связанные с ожирением мутации
Ученые из Кембриджского университета нашли девять участков ДНК, вариации в структуре которых влияли ...