При слове «плазма» у большинства врачей-косметологов возникает ассоциация с обогащенной тромбоцитами плазмой крови, часто используемой в косметологии для регенерации кожи.
Однако существует и другой вид плазмы, а именно газ, и он связан скорее с физикой.
Все мы помним, что вещества в природе существуют в трех разных фазах – твердой, жидкой и газообразной. Однако ученые уже с XIX века предполагали, что имеется и четвертая фаза – так называемое лучистое состояние, или плазма.
Плазма бывает тепловая и нетепловая, последнюю еще называют холодной.
Именно холодная плазма нашла свое применение в медицине и породила новое направление – плазменную медицину.
Это новая междисциплинарная область исследований, которая включает физику, химию, биологию и медицину.
Холодная плазма в медицинских целях воздействует на организм сразу целым комплексом химически активных частиц, фотонов, а также заряженных частиц и электрического поля.
Каждый из этих компонентов оказывает бактерицидное действие или приводит к стимуляции клеток.
Многочисленные эксперименты доказали, что холодная плазма обладает ценными свойствами с большим потенциалом применения: бактерицидное, фунгицидное и противовирусное действие, разрушение биопленок, влияние на свертываемость крови, иммунную систему, пролиферацию и может запускать механизм апоптоза раковых клеток.
В 2005 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) лицензировала PSR-технологию (plasma skin regeneration technology), был накоплен международный опыт применения плазмы в косметологии (рис. 1).
Так, исследования Gonzalez et al. 2008, Bogle et al. 2007, Potter 2007 продемонстрировали улучшение текстуры кожи, уменьшение тонких линий, рубцов постакне после обработки кожи потоком холодной плазмы.
Гистологические исследования Kilmer et al. 2007 показали регенеративную активность в эпидермисе и дерме, ремоделирование коллагена, активацию неоколлагенеза и неоэластогенеза. Средняя глубина нового коллагена составила 72,3 мкм.
Отмечалось также положительное воздействие холодной плазмы на процесс ранозаживления и регенерации кожи. После обработки плазмой количество галектинов увеличилось (Akimoto et al 2016), а двухминутная обработка ран привела к значительному уменьшению количества как грамотрицательных, так и грамположительных бактерий (Isbary et al. 2012).
Установлено, что после воздействия низкотемпературной плазмы происходит индуцирование фактора роста и повышается экспрессия ангиогенного фактора роста в фибробластах кожи. Применение плазмы значительно ускоряло экспрессию HIF1α, регулятора восходящего потока ангиогенеза (Cui et al. 2017). В образцах фибробластов, обработанных плазмой однократно и двукратно, количество клеток увеличилось на 42,6 и 32,0 % соответственно по сравнению с контрольной группой клеток (Sysolyatina et al. 2016).
С начала 2000-х годов плазменная медицина активно развивается в России. Однако такой рост привел к тому, что стали появляться устройства, в которых слово «плазма» использовалось как маркетинговый ход, а на самом деле в основе таких аппаратов лежит совсем не газовая плазма, а известный всем способ электрической коагуляции ткани. Результатом его применения является посттравматическая пигментация, незащищенность от вторичной инфекции и прочие осложнения, вызванные ожогами кожи. У этих аппаратов совсем другое предназначение.
В 2015 году группа российских специалистов представила собственную технологию генерации холодной плазмы – газовый разряд при атмосферном давлении (на открытом воздухе) был реализован и сертифицирован для медицинского применения только в аппарате «Гелиос» (научно-производственный центр «Плазма»). Температура плазменной струи по оси потока (рис. 2).
Клинические исследования в РНИМУ им. Пирогова и Института иммунологии ФМБА России продемонстрировали эффективность аппарата в различных областях медицины.
А именно:
Например, в стоматологии положительный эффект от применения плазмы достигается за счет потока свободных электронов, активных частиц RONS, заряженных ионов, который полностью дезинфицирует канал, не оставляя ни одного необработанного участка, более того плазма увеличивает агдезивность зубной поверхности, что позволяет пломбе крепче держаться в ткани зуба.
Метод отличает безболезненность применения, краткость восстановительного периода, отсутствие побочных явлений, которые отмечаются при воздействии антибиотиков, видимый результат практически после первого сеанса, совместимость с иными методами лечения и нарастание эффекта во время всего периода терапии, пролонгированный эффект.
В настоящей статье остановимся подробнее на использовании «Гелиос» в косметологии и дерматологии, тем более что в этих направлениях аппарат уже успешно применяется в нескольких клиниках страны.
Аппарат для обработки холодной плазмой «Гелиос» зарегистрирован, как медицинское изделие и имеет соответствующие разрешения на применение.
Рис. 3. Аппарат «Гелиос».
Аппарат использует активные частицы холодной плазмы для уничтожения патогенных бактерий, не затрагивая здоровую ткань.
Лечебный эффект заключен не в плазме как таковой, а в смеси, представляющей собой свободные радикалы кислорода и азота, электроны и другие заряженные частицы, возбужденные атомы и молекулы, электрическое поле, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение.
Именно этот коктейль повышает проницаемость клеточных мембран, увеличивая эффективность любой лекарственной терапии. Кроме того, при оптимальном режиме плазма способна избирательно воздействовать на пораженные участки кожи, уничтожая патогенные организмы.
В 2016 году д.м.н. профессором Н. Г. Коротким и его командой были составлены методические указания для врачей-дерматовенерологов и косметологов по применению аппарата «Гелиос».
Исходя из клинической практики, холодная плазма может быть использована для увеличения упругости кожи. Лабораторные эксперименты продемонстрировали увеличение упругости кожи после 10-минутной холодно-плазменной обработки.
Аппарат «Гелиос» может использоваться и в еще одном направлении – лечении акне. Процедура показана всем! Особенно тем людям, которые не приемлют инъекции.
Рис. 4. Акне: до обработки холодной плазмой и после обработки на аппарате «Гелиос». Фото предоставлено НПЦ «Плазма»
Аппарат может применяться для лечения псориаза, герпесвирусной инфекции и ряда других дерматологических заболеваний. Проведение терапии приводит к ускорению начала реэпителизации и позволяет свести к минимуму вторичную инфицируемость.
Рис. 5. Псориаз. Результат применения холодной плазмы на аппарате «Гелиос» в составе комплексного лечения. Два сеанса по 5 минут с интервалом 2 дня. Фото предоставлено НПЦ «Плазма»
Рис. 6. Лечение герпесвирусной инфекции на аппарате «Гелиос». Результат до и после 1-й процедуры. Фото предоставлено НПЦ «Плазма»
Используя аппарат «Гелиос», врач может выполнять как монопроцедуры на аппарате, так и комбинировать плазменное воздействие с любыми другими косметологическими воздействиями. При этом эффективность процедур повышается, а проникновение лекарственных препаратов внутрь клеток увеличивается (рис. 7).
Рис. 7. Уменьшение рельефа кожи после обработки холодной плазмой на аппарате «Гелиос». Результат после 5 процедур. Фото предоставлено НПЦ «Плазма»
Кроме того, гиперпигментация, которая может встречаться после некоторых процедур, например при лазерной обработке, практически не возникает на аппарате «Гелиос».
Аппарат можно использовать на коже любых фототипов, так как эффект не зависит от наличия хромофоров в коже.
Таким образом, аппарат позволяет выполнять широкий круг процедур и является перспективными методом. Хорошая переносимость позволяет рекомендовать терапию холодной плазмы в составе комплексной терапии.
Комментарии