Современное решение косметических проблем подразумевает комплексный подход. Не секрет, что применение одних только косметических средств не решает поставленной цели, точно также как и использование средств аппаратного воздействия.
Ведь чем старше кожа, тем больше косметических (а с возрастом – и дерматологических) проблем приходится решать; при этом эффект от воздействия одной только косметики становится все более призрачным. С другой стороны, аппаратная косметология на молекулярно-биологическом уровне практически лишена специфичности воздействия. Сейчас в аппаратах используются всевозможные физические факторы воздействия на ткани: лазерный, световой, радиочастотный, ультразвуковой и т.д., но при этом зачастую не учитываются особенности биологических систем, работу которых необходимо скорректировать.
В этой связи, чтобы достичь максимального эффекта и научиться управлять процессом увядания кожи, необходимо сочетать физический фактор с косметическими средствами.
С какими проблемами сталкивается индустрия сегодня?
Существует довольно большое разнообразие методов аппаратного воздействия на кожу, в том числе лазерных. В той или иной степени они решают поставленные задачи, однако эффект зачастую не удовлетворяет пациента. Это повышенная стянутость кожи, ее неестественный вид, чрезмерная «отшлифованность» или гладкость (вплоть до блеска), отсутствие природного здорового цвета лица. Другими словами, внешность пациента может меняться, и, в первую очередь, из-за перенесенного чрезмерного воздействия на кожу, - последствия аппаратного воздействия становятся видимыми. Как избежать этого и при этом получить желаемый и предсказуемый результат?
В 2004 году в США был предложен новый принцип воздействия лазерного излучения на кожу - фракционный фототермолиз (Manstein D 2004), реализованный в лазерных аппаратах
Fraxel. Фракционный фототермолиз Fraxel является наиболее передовым и щадящим воплощением аппаратного воздействия. Термин «фототермолиз» в этом словосочетании означают воздействие на определенную область кожи лазерной энергией с ее последующим нагревом и денатурацией белков. Такой нагрев происходит в формате обособленных микрофракций толщиной порядка 200 мкм – так называемых микротермальных зон.
Как это физическое воздействие трансформируется в биологический позитивный эффект?
Известен подход, когда слабое стрессовое воздействие приводит к усилению и закаливанию жизненных сил организма. Это физическая нагрузка, тепловое или холодовое воздействие, слабые дозы облучения, и т.п. В научной литературе этот феномен получил название «феномена гормезиса» (Calabrese & Baldwin. 1998; Ляшенко, 2006). Под влиянием слабого стресса, индуцируемого
фракционным фототермолизом, происходит запуск специфических метаболических путей, активность которых минимальна в клетке, находящейся в обычных, нормальных условиях. Включается программа выживания, следствием чего происходит обновление клеточного метаболизма. В данном случае под влияние феномена гормезиса попадают фибробласты, - ключевые клетки кожи, обеспечивающие синтез основного структурообразующего белка, - коллагена.
Каковы молекулярные механизмы, дающие основу для омоложения под действием фракционного фототермолиза Fraxel?
Необходимо отметить, что хроностарение кожи характеризуется, прежде всего, нарушением катаболизма: в клетке накапливается большое количество белков с нарушенной четвертичной структурой. Под влиянием оксидативного стресса, повышения уровня гликозилирования, частичной денатурации эти белки утрачивают способность быть субстратами для ферментов, которые могли бы их подвергнуть протеолитическому расщеплению (Ляшенко, 2007). Расщепления белков не происходит, т.к. изменение их структуры привело к тому, что они стали просто нераспознаваемыми протеолитических ферментов. В результате образуются конгломераты «неработающих» белков, выключенных из клеточного метаболизма. На фоне отсутствия механизма их удаления количество такого белкового «мусора» в цитоплазме клетки накапливается. В этой связи необходим запуск специфического механизма, который бы мог осуществить протеолиз и восстановить белковый внутриклеточный баланс.
В клетке, находящейся в обычных условиях, этого достичь довольно сложно. Выходом из ситуации является слабый стресс: он запускает механизм протеолитической деградации таких белков. Ряд физических факторов, применяющихся в аппаратной косметологии, могут вызывать такого рода стресс, в случае Fraxel запуск механизмов «очищения» клеток происходит в области, окружающей микротермальную зону – так называемой зоне теплового шока.
Показано, что под влиянием стресса, вызванного воздействием лазера Fraxel, в клетке начинается сборка уникальных протеолитических комплексов, - т.н. протеосом. Каждая протеосома состоит из 28 белковых субъединиц, являющихся ферментами, обладающими различной субстратной специфичностью; структура самой протеосомы напоминает полую трубу. Как только стресс-активируемые протеосомы появляются в клетке, они начинают процесс расщепления таких белковых комплексов, протаскивая их внутрь. Образующиеся на выходе в результате расщепления белков мелкие пептиды и аминокислоты пойдут на нужды клетки.
На этом этапе даже нет необходимости пользоваться пептидной косметикой: внутриклеточный гомеостаз отлично поддерживается за счет собственных источников аминокислот. Это также вносит свой вклад в омоложение клеточного метаболизма.
Микротермальные зоны, формируемые лазером Fraxel, обеспечивают выброс клеточного дебриса наружу. Это могут быть обломки разрушенных клеточных мембран, попавших в микротермальную зону, меланин, денатурированные белки, иные биологически несостоятельные объекты.
Таким образом, под влиянием Fraxel создаются условия для обеспечения физического (удаление дебриса) и биологического (протеолиз) очищения клеток, - аналог процессов катаболизма, присущий только молодым клеткам (Ляшенко & Вихриева, 2007). В процессе общебиологического омоложения кожи вырабатывается новый коллаген, повышается тургор кожи, удаляются пигментные пятна и мелкие морщины.
Другие функции микротермальных зон
Микротермальные зоны могут выполнять и другую функцию. Хорошо известно, что кожа, являясь покровным органом, обязана выполнять роль барьера, который ничего не должен пропускать внутрь. Для того, чтобы осуществить трансдермальный перенос биологически активных ингредиентов, необходимо выполнить ряд непростых биотехнологических и экспериментальных приемов, - элемент долгой работы химиков, биотехнологов, всей команды разработчиков косметической формулы. В данном случае, до момента закрытия микротермальных зон, возникает логическая потребность дополнить перенесенное аппаратное воздействие влиянием биологически активных ингредиентов.
Ведь стареющая кожа нуждается не только в физическом воздействии, но и в подпитке большим количеством биологически активных веществ, - витаминов, минералов, экстрактов растений. Они-то и привносят дополнительный, специфический вклад в процессы омоложения кожи на биологическом уровне. Например, одни ингредиенты способствуют восстановлению клеточных мембран, другие обеспечивают клеточное дыхание, третьи несут антиоксидантную и противовоспалительную функции. Все это под силу только хорошо сбалансированной косметической формуле. Поскольку Fraxel создает кратковременную воспалительную реакцию на коже, это накладывает на косметику определенные требования: она должна оказывать практически лечебный эффект и быть максимально безопасной.
Поэтому лечебный эффект достигается за счет большого числа природных ингредиентов и витаминов, а снижение консервантов автоматически снижает агрессивность самой косметической формулы. Именно поэтому применение одного только лазера оказывает менее выраженный целевой эффект, чем в сочетании с косметикой.
SYSTEM nanogreen PROFI®
Специально для лазеров Fraxel, работающих по принципу неаблятивного фракционного фототермолиза (Fraxel re:fine и Fraxel re:store), была разработана серия косметических формул, составляющих профессиональную косметическую линейку SYSTEM nanogreen PROFI® (SNP®). Практически для каждой косметологической (а иногда и дерматологической) проблемы в линейке предусмотрена своя формула.
Каждая из них предназначена для решения проблем, таких как:
- восстановление после перенесенной процедуры,
- борьба с морщинами,
- гиперпигментацией,
- формула для лифтинга,
- антиоксидантная формула,
- увлажняющая формула.
Уникальность этой линейки состоит в том, что для каждого пациента можно составить свою программу биологического воздействия, как в сочетании с лазером, так и в период пост-лазерного восстановления.
На основании полученного практического опыта была разработана методика сочетанного применения косметики SNP® и лазера Fraxel re:fine, которая получила название Finepeel. Лазер Fraxel re:fine является самым безопасным и простым в использовании из семейства лазеров Fraxel и специально разработан для проведения процедур общего омоложения кожи с учетом особенностей применения аппаратов в условиях салона красоты. Сейчас методика Finepeel успешно применяется для уменьшения начальных и средневыраженных признаков старения кожи, а также для лечения гиперпигментаций.
Необходимо добавить, что косметика, применяющаяся совместно с фракционными лазерами, должна отвечать самым строгим требованиям безопасности.
Концентрация веществ, попадающих в кожу, обработанную фракционным лазером, намного превышает концентрацию таких веществ, попадающих на необработанную кожу. Безопасность косметических формул SNP® достигается за счет минимизации консервантов без риска снижения срока годности формулы, отсутствия агрессивных веществ, традиционно обеспечивающих проникновение биологически активных веществ в кожу, увеличения доли натуральных высокоочищенных ингредиентов; применения гипоаллергенных компонентов, минимизации красителей, отдушек, подбора ингредиентов со специфической, клинически подтвержденной биологической активностью. Соблюдение всех этих условий привело к созданию линейки с высоким фактором безопасности и низким коэффициентом химизации.
В общем случае, коэффициентом «химизации» косметики рассчитывается по следующей формуле:
КХ = (С+D) / (А+В), где
- группа А - вещества или смеси, содержащиеся в природе;
- группа В - синтезированные или модифицированные вещества, имеющие отношение к природным соединениям;
- группа С - синтезированные вещества, не имеющие отношение к природным соединениям.
- группа D - препараты, строение которых не удается представить.
Согласно расчетам, КХ линейки SNP® равен 0.2. Это один из наиболее низких коэффициентов химизации косметики (т.е. ее высокой натуральности).
Далее проводился расчет фактора безопасности. Он рассчитывается по формуле:
SF=Σ(F1….Fn)/n, где
F1….Fn – «безопасность» каждого ингредиента,
n – общее количество ингредиентов.
Согласно нашим расчетам, диапазон SF линейки SNP® составляет 76-83. Это пример высокой безопасности косметики; косметика считается относительно безопасной уже при SF более 60.
Эффективность линейки SNP® достигается за счет учета синергизма ингредиентов, составляющих формулу, учета возрастных особенностей кожи, соблюдения оптимального рН для кожи и состава самой формулы.
Таким образом, Fraxel re:fine как часть методики Finepeel обеспечивает внутридермальную доставку биологически активных ингредиентов, входящих в состав косметики. Косметика, в свою очередь, решает проблемы, которые «не под силу» лазеру. Ингредиенты SNP® осуществляют свое дополнительное, специфическое воздействие, направленное на решение конкретных дерматологических проблем, - удаление морщин, отбеливание кожи, обеспечение антиоксидантной и противовоспалительной защиты, увлажнение. Совместное применение физического и биологического воздействия в этом случае способствует наилучшему достижению целевого эффекта и обеспечивает высокую безопасность.
Литература
- Manstein D, Herron GS, Sink RK, Tanner H, Anderson RR. Fractional photothermolysis: a new concept for cutaneous remodeling using microscopic patterns of thermal injury. Lasers Surg Med. 2004; 34:426-438.
- Calabrese EJ, Baldwin LA. Hormesis as a biological hypothesis. Environ Health Perspect. 1998 Feb;106 Suppl 1:357-62.
- Ляшенко А.А. Молекулярная регуляция процессов старения. // Kosmetik international 2007, №3, cтр. 68-73.
- Ляшенко А.А., Вихриева Н.С. Молекулярные механизмы омоложения кожи под действием фракционного фототермолиза // Эстетическая медицина 2007,T.6, №2, стр.185-190.
- Ляшенко А.А. Омоложение и стресс: феномен гормезиса. // Эстетическая медицина 2006, V. 5, №3, стр. 283-289.
Комментарии
Полезная статья, пользуюсь этой косметикой в работе, результаты хорошие. Правда, если честно, не понимаю, зачем создавать отдельно файнпил, ну да ладно