Как водится в России, споры были горячими, и даже решение Верховного суда от 9 сентября 2010 г. N ГКПИ10-929 страстей не поубавило.
Истица, назовем ее Л., обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими в части положения о специальности "Косметология"Квалификационных требований,утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н
Как мы помним, издание именно этого приказа и стало пусковым моментом в биографии новой специальности.
Однако Л., которая 13 лет работает в организациях, имеющих лицензии на медицинскую деятельности и оказывает услуги по косметологии, считает, что самим фактом появления приказа уже ущемлены ее права, поскольку ей теперь придется заново доказывать свои квалификационные характеристики.
Когда Л. получала образование и специальность (1995 г.) ординатуры по специальности Косметология не существовало, кстати, ординатуры не существует и до сих пор, вопрос остается открытым…На взгляд Л. данные требования могут распространяться только на врачей, которые начали свое обучение после его вступления в законную силу.
Верховный Суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании частично недействующими Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решение суда мы далее приводим подробно, чтобы каждый из специалистов-косметологов мог проследить не только логику судебного решения, но и примерить собственную рабочую биографию к определенным законодательным актам, знать, как и каким образом ему самому подтверждать свои квалификационные характеристики.
Согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 медицинские работники имеют право на получение квалификационных категорий в соответствии с достигнутым уровнем теоретической и практической подготовки; порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с данными Основами федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения совместно с профессиональными медицинскими и фармацевтическими ассоциациями. В данном случае таким органом является Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Именно оно самостоятельно принимает квалификационные требования к работникам и номенклатуру специальностей в сфере, отнесенной к компетенции Министерства.
Согласно статье 54 Основ законодательства право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан, которое проводит специальная комиссия.
Статьей 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность отнесена к лицензируемым видам деятельности.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 , к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, отнесено выполнение работ (услуг) по косметологии (терапевтической), косметологии (хирургической); к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности, в частности, относится наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) или привлечение им на ином законном основании специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг), имеющих высшее или среднее профессиональное (медицинское) образование и сертификат специалиста, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг); повышение квалификации специалистов, осуществляющих работы (услуги), не реже одного раза в 5 лет (подпункты "г", "д" пункта 5).
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 28 декабря 1982 г. N 1290 утверждены Положение о враче-дерматовенерологе косметологической лечебницы (отделения, кабинета) и Положение о враче-хирурге косметологической лечебницы (отделения, кабинета.
В соответствии с требованиями этих положений, врач-дерматовенеролог косметологической лечебницы оказывает лечебно-диагностическую, консультативную помощь больным по поводу заболеваний кожи и косметических дефектов. А на должность врача-дерматовенеролога (как мы указали выше) назначается врач, прошедший специальную подготовку по вопросам дерматовенерологии и косметологии. Врач-хирург, в соответствии с теми же нормативными документами, обеспечивает оказание квалифицированной хирургической помощи пациентам, обратившимся в лечебницу; на должность назначается врач, имеющий практический опыт оперирующего хирурга в области челюстно-лицевой хирургии не менее 2-х лет и прошедший специальную подготовку по вопросам косметической пластической хирургии.
Далее Верховный суд соотносит требования Л. с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 210н , которым утверждена Номенклатура специальностей в сфере здравоохранения. Согласно этому приказу специальность "Косметология" отнесена к специальностям, требующим дополнительной подготовки.
Верховный суд считает, что установление оспариваемым актом квалификационных требований, необходимых для занятия должности врача-косметолога, не противоречит статье 54 Основ законодательства, подпунктам "г", "д" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
Порядок совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 705н , устанавливает для специалистов дифференцированные сроки обучения:
В соответствии с пунктом 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 610, повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников.
Таким образом, Квалификационные требования в части положения, относящегося к специальности "Косметология", не противоречат статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации и не ограничивают право каждого на продвижение по работе с учетом производительности труда, а являются дополнительной трудовой гарантией для врачей и, длительное время проработавших по различным специальностям, устанавливая возможность получения ими дополнительного профессионального образования путем повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет.
Верховный Суд Российской Федерации решилв удовлетворении заявления Л. отказать.
С обсуждением Порядка оказания помощи по профилю «Косметология» можно познакомиться здесь
Благодарим сайт pravowed.ru за возможность ознакомиться с текстом решения Верховного суда РФM
Комментарии