Значительному обновлению подвергся ФЗ-52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поправки в который внесены следующими документами: от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ.
В России введено понятие федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и установлена обязательность формирования и ведения открытых и общедоступных федеральных информационных ресурсов.
Здесь мы остановимся на минутку и напомним, что Национальный Эстетический портал www.1nep.ru одним из первых начал писать о том, что в ближайшее время вся информация об индустрии красоты: электронные карты клиентов, реестры медицинских изделий и лекарственных средств, документы специалистов будут содержаться в федеральных реестрах, что позволит контролирующим органам проверять легальность оказания услуги и использования продуктов для индустрии. А также пациентам позволят проверять профессионализм врача, лицензию клиники и качество препаратов.
Новый закон налагает определенные обязательства на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые должны:
Для индустрии красоты и здоровья сегодня важен следующий месседж: «проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства».
В продвижение новинок компании вкладывают большие деньги – но это в рекламу, а не в «обоснование безопасности»
Правда, здесь возникает некая юридическая коллизия. Так в законе сказано, что «Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых) осуществляются при условии их соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям».
Кроме того, до сих пор не утвержден Технический регламент на парфюмерно-косметическую продукцию Таможенного союза, который с 1 января 2012 года должен регламентировать производство и использование косметики. Следовательно, Федеральный закон с 1 августа уже настаивает на выполнении санитарно-эпидемиологических требований, Таможенное законодательство дает щадящие сроки - до 1 января 2012, но Технического регламента до сих пор нет!
А далее возникает заложенная в ФЗ-52 гармонизации требований с международными стандартами, что в нашем случае означает приведение в соответствие национальных стандартов и регламентов с требованиями Директивы 76/768/ЕС от 27 июля 1976 г., касающейся косметической продукции, Регламента (ЕС) № 1223/2009 Европейского парламента и совета от 30 ноября 2009 г. о косметической продукции.
Законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения налагает новые обязанности на организаторов услуг. В том числе в по производственному контролю, о чем подробно говорится в статье 32:
Еще одна новелла, касающаяся организаторов услуг тоже должна обратить на себя внимание:
«Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям».
Новые требования и в отношении медосмотров медицинских работников:
Во-первых, в случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Во-вторых, данные о прохождении медицинских осмотров подлежат внесению в личные медицинские книжки учету лечебно-профилактическими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В-третьих, порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Изменения в законе затронули и область лицензирования. Как мы с вами знаем, новый ФЗ-99 от 4 мая 2011 года, сохранил обязательное лицензирование для медицинской деятельности.
Поправка в ФЗ-52 непременным условием для принятия решения о выдаче лицензии называет представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления следующих видов деятельности.
В новой редакции перед нами предстает и статья 41 ФЗ-52 об обязательном подтверждении соответствия отдельных видов продукции.
И в завершении о том, что так волнует сегодня людей, причастных к индустрии. Кто же все-таки будет создавать и утверждать санитарный правила и нормативы?
ФЗ-52 готового ответа не дает:
«Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека».
Роспотребнадзор в своем Письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/10020-1-32 от 08.08.2011 «Об изменениях законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи со вступлением в силу Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ» обходить острый вопрос стороной.
Замминистра Т. Голиковой А.Сафонов, а за ним и СМИ настаивают на том, что это вошло в полномочия Минздравсоцразвития. Национальный эстетический портал находит этому косвенное подтверждение в Постановлении Правительства РФ от 28 сентября 2009 г. N 761 «Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами».
Но пока интрига остается…
Комментарии