Как оказалось, трудно свести все показатели в общую схему по той простой причине, что в российских SPA работают специалисты с разным уровнем образования а, следовательно, и с разным представлением о своем социальном статусе. Кстати, это особенность все стран постсоветского пространства. Наш специалист только во вторую очередь говорит о деньгах, а в первую - очерчивает свои общественные притязания.
Так руководители многих предприятий индустрии красоты заметили, что мастера маникюра и педикюра отказываются подписывать инструкцию по охране труда, утвержденную еще в восьмидесятые годы (кстати, юридическую силу она имеет до сих пор). Причина в том, что в документе есть слова "маникюрша" и "педикюрша"!
Итак, в SPA работают люди со средним, средним специальным (медицинским) и высшим специальным (медицинским или психологическим) образованием. Традиционно услуги по уходу за лицом и телом делились между этими "кастами" следующим образом.
Среднее образование + курсы |
Мастера маникюра, педикюра, парикмахеры |
Среднее специальное образование |
Массажисты, эстетисты |
Высшее образование |
Врачи, психологи |
Овладение профессиями, которые могли бы совмещаться с основной, ранее полученной специальностью, шло по горизонтали.
И мы знаем из прошлого примеры, когда парикмахер занималась еще и уходом за ногтями, а эстетист изучал массаж, а врач получал психологическое образование как второе высшее или психолог заканчивал мединститут для того, чтобы стать, к примеру, психотерапевтом.
При этом происходило не столько расширение сферы деятельности каждого специалиста, как внутреннее профессиональное развитие, позволяющее к примеру парикмахеру лучше понимать, зачем организму минералы. Он мог рассказать об этом на примере качества ногтей и волос своего клиента.
А эстетист, используя косметические средства, совершенствовался в массажах лица, шеи и декольте и получал при этом не только хорошие деньги, но и удовольствие от результата своего труда.
Наблюдая за смешением образований и профессий, трудно составить четкую таблицу, определив соответствие уровня образования персонала и профессии, которая укладывается в рамки этого образования.
При этом вырисовывается интересная картина. Казалось, если все смешалось, должны были появиться и универсалы, которые легко заменяют друг друга.
И тогда сбывается радужная мечта руководителя SPA-салона, который представляет, что в комнате персонала нет вечно жующих работников, которые изводятся от скуки в ожидании клиента. Все взаимозаменяемы!
Конечно, тут есть немало оговорок - взаимозамена возможна только в том случае, если у человека есть соответствующее образование, своеобразный уровень доступа к клиенту.
Так в чем дело?
Есть несколько причин, предлагаем на выбор:
Искать, пробовать, находить, меняться, экспериментировать...
Мы только начали этому учиться, вдруг осознав, что жизнь одна. Может быть именно это и заставит узких специалистов становится универсалами?
Материалы предоставлены журналом SPA professional.
Комментарии