Мы не будем злословить по поводу Эльчина Мамедова. Общество и так разделилось на две части – одна его яростно порицает, вторая готова отдать за него жизнь.
Тому, кто не верит, рекомендуем просто походить по форумам и блогам.
При этом, несмотря на обилие публикаций по поводу и без всякого повода (просто чтобы тоже быть причастным к животрепещущей теме), мало кто обратил внимание на ключевой момент, выраженный строго языком закона:
«Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве врачу-хирургу Эльчину Мамедову заочно предъявлено обвинение по признакам преступлений, предусмотренных п. «в» ч.2 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, жизни и здоровья потребителей, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека), ч. 1 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а равно неправомерная выдача или использование официального документа, удостоверяющего соответствие указанных товаров, работ или услуг требованиям безопасности (выд.авт), ч. 3 ст. 327 УК РФ (использование заведомо подложного документа)».
В розыск Мамедов объявлен не только потому, что ему инкриминируется нанесение вреда жизни и здоровью, но и потому, и это становится серьезным отягчающим обстоятельством, что у него не было документов, подтверждающих его квалификацию как пластического хирурга.
Тут надо честно сказать, что на сто процентов законных сертификатов по специальности «пластическая хирургия» в России нет ни у кого.
Для того, чтобы получить лицензию на образовательную деятельность по специальности «пластическая хирургия», надо учебным заведениям иметь хотя бы утвержденную Министерством здравоохранения типовую программу обучения. Если по косметологии хоть и многими оспариваемый, но документ существует, и подписан он не кем-нибудь, а нынешним министром здравоохранения В.И. Скворцовой, то по пластической хирургии нет даже такого варианта. Получить аккредитацию не может ни одно учебное заведение, поскольку аккредитацию можно пройти, только имея Федеральный стандарт образования по специальности.
Стандарта нет, аккредитации нет, есть лицензия, но с неутвержденными в качестве федеральных стандартов учебными программами. Нет, наконец, долгожданного документа – Положения о сертификате специалиста, он существует только в виде всеми позабытого проекта.
То есть, по сути, сегодня можно взять любого пластического хирурга и на полном серьезе усомнится в его праве оказывать услуги в этой отрасли.
Положение усугубится в ближайший месяц еще и тем, что нет Порядка оказания помощи по пластической хирургии. Проект Порядка оказания медицинской помощи по специальности «пластическая хирургия» был размещен на сайте Министерства здравоохранения и социального развития 30 ноября 2010 года.
В начале 2011 года его обсуждали ведущие пластические хирурги на портале 1nep.ru. Далее все затихло… Между тем с 1 января 2013 года оказание медицинской помощи должно будет проводиться исключительно согласно утвержденным Порядкам. Что делать клиникам пластической хирургии, которые уже работают, и как получать лицензию тем, кто только собирается открываться.
Может быть светилам пластической хирургии, прежде чем нападать на журналистов, которые муссируют историю с Мамедовым, сейчас поработать над теми документами, которые ставят под удар и других специалистов этой отрасли?
Смотрим, в Порядке должна быть указана квалификация представителя специальности «пластическая хирургия» согласно двум документам:
Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. № 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»
Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».
Во втором приказе, утвердившем квалификационный справочник, вообще нет требований ни к врачу-пластическому хирургу, ни к врачу-косметологу.
В первом - № 415н - читаем следующее:
Специальность «Пластическая хирургия»
Уровень профессионального образования: Высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело», «060103 Педиатрия», «060105 Стоматология»
Послевузовское профессиональное образованиеили дополнительноеобразование: Ординатура по специальности «Пластическая хирургия» или профессиональная переподготовка по специальности «Пластическая хирургия» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Акушерство и гинекология», «Детская хирургия», «Торакальная хирургия», «Урология», «Хирургия», «Челюстно-лицевая хирургия»
Дополнительное профессиональное образование: Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Вот об этой профессиональной переподготовке, по которой образовательные центры не могут аккредитоваться без федерального стандарта, мы и ведем речь. Нет стандарта – нет аккредитации, нет аккредитации – нет документа гособразца.
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» сообщает нам следующее:
Сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (выд.авт.) и потребностью работодателя.
В случае, если аккредитации нет, выдается документ установленного образца, то есть не государственный, а вот такой – от чистого сердца напечатанный самим образовательным центром.
При этом, повторяем, самого положения о сертификате по специальности «Пластическая хирургия» так и нет.
С 1 января 2016 года вступит в силу статья 69 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан», согласно которой право на осуществление медицинской деятельности будут иметь лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.
Даже если завтра появится федеральный стандарт, то только через год после этого образовательные центры смогут пройти аккредитацию, а ведь надо будет еще и обучить вех специалистов. Судя по тому, что говорил профессор О.Н.Миланов на Национальном конгрессе пластических хирургов, обучение пластического хирурга будет длится не менее пяти лет – учитывая ординатуры по общей и пластической хирургии.
Следовательно, если мы будем следовать букве закона, то все, кто сегодня работают в отрасли пластической хирургии, окажутся вне закона.
Впрочем, тем, кто нарушил закон неоднократно, выпутаться из мертвой петли пластической хирургии будет еще труднее.
Вернемся к сводке Следственного комитета при прокуратуре:
«По версии следствия, с августа 2006 по октябрь 2008 года Мамедов работал врачом-хирургом первого хирургического отделения негосударственного учреждения здравоохранения «Центральная клиническая больница № 2 имени Н.А. Семашко ОАО «РЖД», не имея сертификата специалиста по специальности «хирургия» и используя заведомо подложный сертификат.
Мамедов не позднее 2 августа 2006 года, действуя из личной заинтересованности, желая осуществлять хирургические операции, предоставил в отдел кадров «ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД» заведомо подложный документ - сертификат специалиста и получил возможность проведения хирургических операций, не связанных с челюстно-лицевой хирургией.
Данный сертификат впоследствии был представлен Мамедовым в ФПК МР ГОУ ВПО РУДН Минобрнауки России и продлен на 5 лет, то есть до 30 апреля 2016 года, что предоставило ему право незаконно осуществлять хирургические операции, не связанные с челюстно-лицевой хирургией».
Выходит, что отделы кадров как клиники, так и кафедры РУДН не знакомы с тем положением, согласно которому врач должен предоставлять целый пакет документов, в котором получение последующего возможно только при наличии предыдущего. Если бы в отделах кадров всех клиник, где работал Э. Мамедов, хоть один специалист просмотрел все необходимые документы – то правонарушение было бы налицо, оставалось только принять волевое решение и не брать на работу того, что, может и делает прекрасные операции, но права подходить к операционному столу в России не имеет.
Портал 1nep.ruуже писал о том, что суды наказывают медицинские учреждения за то, что в них работают специалисты без документального подтверждения профессиональной квалификации. Наказывают в соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации:
«Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
В случае с Мамедовым также надо смотреть, на каком основании пластический хирург был принят на работу сначала «ЦКБ № 2 им. Н.А. Семашко ОАО «РЖД», потом в «Центр пластической и эндоскопической хирургии «Эстет Клиник» с дипломом азербайджанского вуза без разрешения Росздравнадзора, а разрешения такого не было – это подтверждается письмом заместителя руководителя Росздравнадзора И. Серегиной, направленным в прокуратуру еще в 2009 году.
И выяснять, как РУДН выдает российские сертификаты на основании азербайджанских дипломов?
Притом случай с Мамедовым – пример не единственный. Вот врач из Белоруссии с дипломом «сангига» приезжает в Россию, сначала проходит курсы по косметологии, потом по лазерной хирургии и,смотрите-ка, позиционируется на одном из сайтов как лазерный пластический хирург. В подтверждение его «высокой» квалификации руководитель клиники вывешивает все эти документы в Интернете!
А сколько врачей-косметологов, которые все еще ждут чуда и продолжают работ либо без медобразования вообще, либо, получив сертификат на базе диплома стоматологического факультета медвуза. Всем кажется, что ситуация рассосется сама собой.
Не рассосется. Во всем мире к квалификации представителей эстетической медицины формируются новые, более строгие требования. В России, несмотря на несовершенство системы нормативных актов, общая тенденция уже сложилась и порядок получения специальности «пластическая хирургия», а также список документов, подтверждающих квалификацию, уже существует в правовом поле.
Более того, создается регистр медицинских работников, в который вносятся данные учебных частей вузов, где они проходили тот или иной вид обучения (и может быть это вовсе не случайность, что архивы медицинских вузов стали так часто сгорать дотла).
И на будущее:
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» предупреждает, что отныне условиями зачисления работников в образовательную или научную организацию для обучения по программам дополнительного профессионального образования являются:
Комментарии