Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Молчи, а то накажут!

28.01.2014
12708
9 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
С 1 января 2014 года в России практически введен запрет на рекламу медицинских услуг.

Запись вебинара "Реклама медицинских услуг. Запреты-2014. Новые требования к рекламе, новые размеры штрафов" вы можете приобрести в нашем интернет-магазине.

Федеральный закон №317 внес поправки в Федеральный закон "О рекламе", которые значительно сузили рекламное поле.

О том, насколько это целесообразно, можно спорить, но уже только теоретически. Практически же, обнародовав рекламную информацию о медицинских технологиях, рецептурных препаратах и медицинских изделиях, рекламораспространитель и рекламодатель подпадают под действие статьи 14.3. Нарушение законодательства о рекламе Кодекса об административных правонарушениях. Мы приведем ее в сокращении:

1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем "законодательства" о рекламе -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Превышение допустимого "законодательством" о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.

3. Нарушение установленных "законодательством" о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей".

Что же сегодня, то есть с 1 января 2014 года, понимается под "нарушением закона о рекламе", в частности, медицинских услуг?

Федеральный закон № 317 внес изменения в статью 24 закона "О рекламе". Она теперь даже называется иначе:

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

Итак,

Реклама лекарственных средств не должна:

  1. обращаться к несовершеннолетним;
  2. содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования;
  3. содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования;
  4. создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации объекта рекламирования;
  5. содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья;
  6. способствовать созданию у здорового человека впечатления о необходимости применения объекта рекламирования;
  7. создавать впечатление ненужности обращения к врачу;
  8. гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий;
  9. представлять объект рекламирования в качестве биологически активной добавки и пищевой добавки или иного не являющегося лекарственным средством товара;
  10. содержать утверждения о том, что безопасность и (или) эффективность объекта рекламирования гарантированы его естественным происхождением.

Таким образом, теперь реклама медицинских услуг и продукции возможна только по тем информационным каналам, которые предназначены для медицинских и фармацевтических работников, рекламировать можно только те качества продукции, которые подтверждены документами о клинических испытаниях, исследованиях и т.д., представленных в пакете документов для государственной регистрации, а сообщение о свойствах и характеристиках, способах применения и использования допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.

Поскольку теперь нельзя рекламировать медицинские услуги людям, не имеющим специальной подготовки, то есть пациентам, между индустрией красоты и потребителями ее услуг может опуститься железный занавес.

Индустрия красоты пока не осознала всей глубины предстоящих перемен.

Между тем, именно в этой отрасли - косметологии и пластической хирургии - больше всего слабых мест:

Незарегистрированное медицинское оборудование в том или ином количестве есть практически в каждой косметологической клинике.

Лекарственные препараты, которые используются при инъекционных методах в косметологии, например, в мезотерапии, не зарегистрированы установленным порядком и не внесены в Государственный реестр лекарственных средств.

Услуги, которые оказывают салоны красоты, косметологические клиники и клиники пластической хирургии не внесены в Номенклатуру медицинских услуг. Тут в скобках можно сказать о том, что в Приказ № 1664н внесены изменения, которые расширили список медицинских услуг.

И это не домысел редакции, а требования Федерального закона от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса РФ об административных нарушениях.

Вот как звучат эти требования:

В рекламе не допускаются:
  • использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
  • указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
  • указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Не допускается реклама:
  • товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации;
  • товаров, подлежащих государственной регистрации, в случае отсутствия такой регистрации;
  • товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов, в случае отсутствия такой сертификации или подтверждения такого соответствия;
  • товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.

Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Контролировать соблюдение законодательства РФ о рекламе уполномочена Федеральная антимонопольная служба.

После принятия поправок, связанных с рекламой медицинских услуг, медицинских изделий и рецептурных лекарственных препаратов, ФАС дважды публиковал пояснения.

Первое - до вступления закона в силу:

Письмо Федеральной антимонопольной службы от от 17 декабря 2013 г. N АД/51199/13 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" кроме толкования новых запретов содержит также пояснение, что есть медицинская деятельность, а что есть медицинская услуга.

Это важный момент, потому что уже 20 января, после того, как поправки вступили в силу, выходит второе письмо - от 20 января 2014 года N АК/1193/14 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", которое разъясняет новые требования. В этом документе есть ссылка на пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", где понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".

Отсюда ФАС делает вывод, что запрет распространения рекламы медицинских услуг не распространяется на рекламу медицинской деятельности.

Как мы уже писали выше - понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (с поправками, внесенными приказом Минздрава от 28.10.2013 N 794н).

В нашей отрасли - индустрии красоты и здоровья - виды деятельности утверждены постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. №291 "О лицензировании медицинской деятельности..."

Это:

Косметология

Сестринское дело в косметологии

Пластическая хирургия

Медицинский массаж

Следовательно, по мнению ФАС, рекламировать вид деятельности не запрещено.

У руководителей предприятий эстетической медицины встает вопрос, а как быть с вывесками, на которых может присутствовать название услуг?

На этот вопрос есть комментарий ФАС, который мы условно сейчас назовем "Реклама или вывеска?"

В нем сказано, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» "закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным".

То есть размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, в целях идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота и не рассматриваться как нарушение закона "О рекламе".

А вот какая информация обязательно должна доводиться до потребителя, говорит нам Закон РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" в статье 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

И далее расширяется правоприменение в статье 10 Информация о товарах (работах, услугах):

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

И ведь у нас есть Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", которое подтверждает, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую определенные сведения. Мы не будем перечислять их все, скажем о том, что нас сегодня волнует больше всего:

сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности;

перечень платных медицинских услуг.

Что у нас пока в сухом остатке?

Рекламу медицинских услуг, рецептурных препаратов и медизделий можно размещать только в специальных изданиях для медработников и на конференциях, для них же предназначенных.

Для пациентов реклама услуг запрещена.

Однако есть возможность сообщить пациентам о том, чем занимается клиника или салон красоты посредством размещения, в соответствии с ФЗ "О защите прав потребителя" и постановлением Правительства №1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", наименования услуг на сайте организации и на вывеске. Направление услуг можно обозначить и в названии предприятия "Клиника инъекционной косметологии", "Центр коррекции фигуры", "Клиника фотоомоложения", "Студия эпиляции".

Противоречия, которые мы обнаружили при сравнении новых требований к рекламе медицинских услуг и правил оказания платных медицинских услуг, скорее всего, будут также объяснены Федеральной антимонопольной службой. Ждем новостей и пересматриваем план рекламных мероприятий на год! А если есть вопросы, подключайтесь к обсуждению на вебинаре!

Теги:

Комментарии

(3) комментариев
29.01.2014 23:04:31 Ольга Соколова

А для меня, как частно-практикующего врача, некоторые пункты нового закона, просто-напросто, являются унижающими честь и достоинство гражданина Российской Федерации. Я-врач, и это звучит гордо! Мой белый халат-это мой мундир! Заставить меня показываться перед своими пациентами без халата, все равно, что сорвать погоны с офицерской формы.
По Конституции РФ я имею право осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своими знаниями и умениями и имею право распространять и получать информацию доступными для меня способами, в т.ч. с помощью средств массовой информации. Данный закон, кроме того, что запрещает мне донести до своих пациентов уровень своего образования, вид деятельности, запрещает мне даже сообщить свою категорию. А категория-это именно навыки и умения, степень владения медицинскими технологиями и методиками. Вынуждение называть в средствах массовой информации медицинские технологии сленговыми выражениями, типа "владею клизмами" и "делаю уколы", является оскорбительным для специалиста и неприемлимым для воспитания подрастающего поколения.
За тем, что бы в рекламе не участвовали недобросовестные граждане, не соблюдающие Российское законодательство, по моему глубокому убеждению, должны следить соответствующие органы. А врачи не должны прятаться и скрываться,  а, наоборот, открыто и правильно доносить до пациентов все возможные, разрешенные законом к применению препараты, аппараты и медицинские методики и технологии на грамматически-, орфоэпически-,неслэнговом правильном русском языке!!!

29.01.2014 12:12:32 Anna Susoeva

вот, примерно таким образом будут делать медицинскую рекламу в ближайшее время.
http://youtu.be/ANtCGVvEBCA

29.01.2014 23:19:27 Ольга Соколова

Отлично, Анна! Это то, что нас ждет :( :)

Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
Бизнес
Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
С помощью нейросети исследователи научились подбирать средства для ухода с учетом анализа косметичес...
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Бизнес
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Нейросети. Генеративные модели. ChatGPT. Все говорят, пишут, строят прогнозы про искусственный интел...
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Бизнес
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Французские исследователи сравнили цвет губ у разных этнических групп, а также выяснили особенности ...