Запись вебинара "Реклама медицинских услуг. Запреты-2014. Новые требования к рекламе, новые размеры штрафов" вы можете приобрести в нашем интернет-магазине.
Федеральный закон №317 внес поправки в Федеральный закон "О рекламе", которые значительно сузили рекламное поле.
О том, насколько это целесообразно, можно спорить, но уже только теоретически. Практически же, обнародовав рекламную информацию о медицинских технологиях, рецептурных препаратах и медицинских изделиях, рекламораспространитель и рекламодатель подпадают под действие статьи 14.3. Нарушение законодательства о рекламе Кодекса об административных правонарушениях. Мы приведем ее в сокращении:
1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем "законодательства" о рекламе -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
2. Превышение допустимого "законодательством" о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до ста тысяч рублей.
3. Нарушение установленных "законодательством" о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей".
Что же сегодня, то есть с 1 января 2014 года, понимается под "нарушением закона о рекламе", в частности, медицинских услуг?
Федеральный закон № 317 внес изменения в статью 24 закона "О рекламе". Она теперь даже называется иначе:
Итак,
Реклама лекарственных средств не должна:
Таким образом, теперь реклама медицинских услуг и продукции возможна только по тем информационным каналам, которые предназначены для медицинских и фармацевтических работников, рекламировать можно только те качества продукции, которые подтверждены документами о клинических испытаниях, исследованиях и т.д., представленных в пакете документов для государственной регистрации, а сообщение о свойствах и характеристиках, способах применения и использования допускается только в пределах показаний, содержащихся в утвержденных в установленном порядке инструкциях по применению и использованию таких объектов рекламирования.
Поскольку теперь нельзя рекламировать медицинские услуги людям, не имеющим специальной подготовки, то есть пациентам, между индустрией красоты и потребителями ее услуг может опуститься железный занавес.
Индустрия красоты пока не осознала всей глубины предстоящих перемен.
Между тем, именно в этой отрасли - косметологии и пластической хирургии - больше всего слабых мест:
Незарегистрированное медицинское оборудование в том или ином количестве есть практически в каждой косметологической клинике.
Лекарственные препараты, которые используются при инъекционных методах в косметологии, например, в мезотерапии, не зарегистрированы установленным порядком и не внесены в Государственный реестр лекарственных средств.
Услуги, которые оказывают салоны красоты, косметологические клиники и клиники пластической хирургии не внесены в Номенклатуру медицинских услуг. Тут в скобках можно сказать о том, что в Приказ № 1664н внесены изменения, которые расширили список медицинских услуг.
И это не домысел редакции, а требования Федерального закона от 23 июля 2013 года N 200-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и статью 14.3 Кодекса РФ об административных нарушениях.
Вот как звучат эти требования:
В рекламе не допускаются:Рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и медицинской техники, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
Контролировать соблюдение законодательства РФ о рекламе уполномочена Федеральная антимонопольная служба.
После принятия поправок, связанных с рекламой медицинских услуг, медицинских изделий и рецептурных лекарственных препаратов, ФАС дважды публиковал пояснения.
Первое - до вступления закона в силу:
Письмо Федеральной антимонопольной службы от от 17 декабря 2013 г. N АД/51199/13 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О рекламе" кроме толкования новых запретов содержит также пояснение, что есть медицинская деятельность, а что есть медицинская услуга.
Это важный момент, потому что уже 20 января, после того, как поправки вступили в силу, выходит второе письмо - от 20 января 2014 года N АК/1193/14 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе", которое разъясняет новые требования. В этом документе есть ссылка на пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", где понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга".
Отсюда ФАС делает вывод, что запрет распространения рекламы медицинских услуг не распространяется на рекламу медицинской деятельности.
Как мы уже писали выше - понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н (с поправками, внесенными приказом Минздрава от 28.10.2013 N 794н).
В нашей отрасли - индустрии красоты и здоровья - виды деятельности утверждены постановлением Правительства от 16 апреля 2012 г. №291 "О лицензировании медицинской деятельности..."
Это:
Косметология
Сестринское дело в косметологии
Пластическая хирургия
Медицинский массаж
Следовательно, по мнению ФАС, рекламировать вид деятельности не запрещено.
У руководителей предприятий эстетической медицины встает вопрос, а как быть с вывесками, на которых может присутствовать название услуг?
На этот вопрос есть комментарий ФАС, который мы условно сейчас назовем "Реклама или вывеска?"
В нем сказано, что в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» "закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным".
То есть размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, в целях идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля деятельности организации и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота и не рассматриваться как нарушение закона "О рекламе".
А вот какая информация обязательно должна доводиться до потребителя, говорит нам Закон РФ N 2300-1 "О защите прав потребителей" в статье 8 Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):
И далее расширяется правоприменение в статье 10 Информация о товарах (работах, услугах):
И ведь у нас есть Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", которое подтверждает, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую определенные сведения. Мы не будем перечислять их все, скажем о том, что нас сегодня волнует больше всего:
сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности;
перечень платных медицинских услуг.
Что у нас пока в сухом остатке?
Рекламу медицинских услуг, рецептурных препаратов и медизделий можно размещать только в специальных изданиях для медработников и на конференциях, для них же предназначенных.
Для пациентов реклама услуг запрещена.
Однако есть возможность сообщить пациентам о том, чем занимается клиника или салон красоты посредством размещения, в соответствии с ФЗ "О защите прав потребителя" и постановлением Правительства №1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг", наименования услуг на сайте организации и на вывеске. Направление услуг можно обозначить и в названии предприятия "Клиника инъекционной косметологии", "Центр коррекции фигуры", "Клиника фотоомоложения", "Студия эпиляции".
Комментарии
А для меня, как частно-практикующего врача, некоторые пункты нового закона, просто-напросто, являются унижающими честь и достоинство гражданина Российской Федерации. Я-врач, и это звучит гордо! Мой белый халат-это мой мундир! Заставить меня показываться перед своими пациентами без халата, все равно, что сорвать погоны с офицерской формы.
По Конституции РФ я имею право осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии со своими знаниями и умениями и имею право распространять и получать информацию доступными для меня способами, в т.ч. с помощью средств массовой информации. Данный закон, кроме того, что запрещает мне донести до своих пациентов уровень своего образования, вид деятельности, запрещает мне даже сообщить свою категорию. А категория-это именно навыки и умения, степень владения медицинскими технологиями и методиками. Вынуждение называть в средствах массовой информации медицинские технологии сленговыми выражениями, типа "владею клизмами" и "делаю уколы", является оскорбительным для специалиста и неприемлимым для воспитания подрастающего поколения.
За тем, что бы в рекламе не участвовали недобросовестные граждане, не соблюдающие Российское законодательство, по моему глубокому убеждению, должны следить соответствующие органы. А врачи не должны прятаться и скрываться, а, наоборот, открыто и правильно доносить до пациентов все возможные, разрешенные законом к применению препараты, аппараты и медицинские методики и технологии на грамматически-, орфоэпически-,неслэнговом правильном русском языке!!!
вот, примерно таким образом будут делать медицинскую рекламу в ближайшее время.
http://youtu.be/ANtCGVvEBCA