В эстетической медицине год идет за два – такими быстрыми темпами развивается эта отрасль медицинских знаний.
Мы поздравляем Вас с Наступающим Новым годом, наши дорогие читатели и любимые авторы и всех, кому важно, чтобы косметология все больше становилась наукой, все дальше уходя от ремесленничества. Пусть новые практические технологии и методики ложатся на крепкую базу наших теоретических знаний.
Статья про корнеотерапию завершает этот сильный год и начинает наукоемкий новый. Мы желаем Вам крепкого здоровья, новых открытий и всегда сияющих глаз.
Ваша Екатерина Глаголева и команда 1nep.ru
Традиция послойного нанесения косметических средств на кожу существует в разных странах. Особенно эта техника популярна в Корее и Японии, где женщины могут наносить на кожу до шести слоев различных препаратов, превращая обычный ежедневный уход в своеобразный ритуал.
В Европе такой метод не столь распространен и популярен, однако в последнее время и здесь наблюдается тенденция к переходу на несколько препаратов. Вспомним хотя бы комбинацию «сыворотка + крем». Об этом новом веянии и поговорим.
Оставим в стороне Азию, про которую Портал 1nep.ru писал уже неоднократно. Для азиаток подобные ритуалы являются частью рутинной жизни, подобной чайной церемонии, и еще одним способом (или поводом?) расслабиться и получать удовольствие даже от таких «скучных» вещей. Все же для русских и европейских женщин с их бешеным ритмом жизни начинать и заканчивать рабочий день с многоступенчатых ритуалов сродни еще одному стрессу. Европейскую женщину, в спешке собирающуюся утром на работу, ряд баночек, сывороток, двух умывалок способен скорее взвинтить, а не успокоить. Европейские женщины хотят все быстро и с минимальными усилиями.
Косметический рынок, уже прознав про очевидные плюсы послойного нанесения средств, пытается предложить клиенткам более простую – адаптированную – версию. И несмотря на коммерческую выгоду, такая методика имеет и ряд физиологических преимуществ для кожи. В последние годы в Европе набирает популярность так называемая корнеотерапия.
Термин был впервые предложен американским дерматологом Альбертом Клигманом еще в середине 1960-х годов. Клигман и его коллеги проводили систематическое исследование воздействия различных увлажняющих компонентов через последовательное нанесение их на кожу, что привело к видимому улучшению ее состояния. Впоследствии эти увлажняющие компоненты получили название «увлажнители» и стали включаться во многие продукты по уходу, что привело к значительному прорыву в дерматологии и косметической промышленности. Подобные компоненты при их продолжительном и последовательном нанесении привели к улучшению состояния кожи, уменьшили проявление атопического дерматита, дерматоза и других кожных заболеваний (см. ниже). Доктор Клигман стал таким образом основоположником новой теории в дерматологии и свое внимание сосредоточил на защитном барьере stratum corneum, откуда теория и получила свое название.
За последние 150 лет структура и функции кожи были предметом множества исследований. Роговой слой (SC), наружный слой кожи, через который она контактирует с внешним миром, в настоящее время хорошо изучен, это барьер, который предотвращает проникновение нежелательных элементов в ткани, а также препятствует чрезмерной потере воды и ее выходу из организма (Менон 2012). Согласно Клигману, этот слой кожи страдает в первую очередь и именно его нужно сделать мишенью для терапии.
Был разработан новый раздел в биологии под названием «корнеобиология», в рамках которой рассматривается широкий спектр экспериментальных исследований, направленных на анатомию, физиологию и биологию stratum corneum (Клигман 2011). Клигман в свою очередь опирался на исследования отечественного ученого Петра М. Ильинского, идеи которого д-р Клигман подтвердил: stratum corneum (SC) имеет множество разнообразных функций и является очень живым слоем кожи. Он играет значительную роль в многочисленных биологических функциях, и его не следует упускать из виду при оценке общего состояния кожи.
«Если вы видите воспаленную кожу, независимо от причины, целостность stratum corneum нарушена. Если восстановить stratum corneum, то так можно подать сигнал лежащим под ним структурам, что им не нужно реактивно реагировать на окружающую среду»
Альберт Клигман, M.D., Ph.D.; 1919-2010
Клигман считал, что если кожи слабая или поврежденная, то независимо от причин, она имеет повреждения и в роговом слое, который таким образом сигнализирует о том, что имеются какие-то повреждающие агенты из внешней среды.
Роговой слой состоит из корнеоцитов, которые представляют собой двухслойную мембрану, связанную корнеодесмосомами, тесно контактирующими друг с другом и разделенными узкими межклеточными промежутками, которые образуют единую оболочку, достигая поверхности кожи, они постепенно претерпевают десквамацию. Корнеоциты имеют несколько ключевых функций: проницаемость, формирование барьера, отшелушивание, поддержание механической целостности и генерация природных увлажняющих факторов. Здоровый и функционирующий кожный барьер обеспечивает полную защиту от обезвоживания, проникновения микробов, аллергенов, раздражающих, окислительных радикалов и ультрафиолета.
Профилактическая корнеотерапия призывает избегать продуктов по уходу за кожей с вредными веществами, такими как раздражители и аллергены, ароматизаторов, консервантов, красителей, эмульгаторов и окклюзионных веществ. Формулы средств должны быть биологически родственны, а это означает, что они должны имитировать мембранные структуры дермы. Внутренние структуры кожи, например, состоят из воды, жирных кислот, триглицеридов, керамидов и холестерина. Поэтому и ходовые продукты должны содержать аналоги этих веществ.
Например, кожа может быть обогащена с помощью таких ингредиентов, как линолевая кислота (омега-6) в виде специализированных средств доставки, таких как липосомы, которые легко преодолевают естественные барьерные слои кожи и позволяют активным ингредиентам проникать вглубь и эффективно поддерживать образование церамидов. Наночастицы имеют состав, аналогичный составу липосомы, и сферические оболочки, которые имитируют естественный барьер кожи. В эти смеси могут быть включены антиоксиданты (витамины А, С, Е, супероксиддисмутаза) и другие ингредиенты (масло примулы вечерней, Boswellia, эхинацеи и другие), которые поддерживают эпидермис. Новые системы доставки, такие как липосомы и наночастицы (полученные из фосфатидилхолина) позволяют активным веществам эффективно работать и при этом не вызывать раздражения кожи, что особенно важно пациентам с чувствительной кожей.
С учетом такого подхода врач имеет возможность подобрать пациенту индивидуальный уход, уйти от массовости стандартных баночек, взамен предложив только те компоненты, в которых кожа пациента нуждается в данный момент. Как известно, кожа не является стабильной субстанцией, она постоянно изменяется, обновляется, по-разному себя чувствует и функционирует в разные периоды жизни и в зависимости от внешних условий среды. Поэтому врач может комбинировать и миксовать ингредиенты, подстраиваясь под кожу. Корнеотерапия является индивидуализированным уходом за кожей и клинической методикой лечения, так как она может быть полностью адаптирована к конкретным потребностям кожи.
Одним из основных преимуществ является то, что корнеотерапия практически не имеет побочных эффектов, по сравнению со стандартными средствами для наружного применения. В профилактических целях корнеотерапия может даже увеличить интервалы между посещениями косметолога и уменьшить или даже избежать применения обычных дерматологических препаратов, таких как стероиды, ретиноиды или кремы на основе кортизона. Кроме того, корнеотерапия может не только исправить различные кожные состояния, но и играть роль поддерживающей терапии. Предотвращение преждевременного старения также является одной из ее ключевых задач.
Несмотря на то, что лозунги корнеотерапевтов могут во многом походить на рекламные, сродни тем, что обычно пропагандируются производителями различных «лекарств» от всех болезней, корнеотерапия в последние годы начинает изучаться и академической наукой. Сейчас появляется все больше и больше различных исследований, доказывающих, что корнеотерапия может быть показана при лечении различных проблем кожи.
В исследовании Табата и коллег (2000) сообщалось, что применение эффективных увлажняющих средств при ежедневном использовании может вызывать стойкие положительные эффекты и влиять на десквамацию поверхности кожи. Если мы можем ожидать такие фармакологические эффекты от простого ежедневного применения увлажняющих средств на поверхности кожи, это обеспечит большую мотивацию для введения корнеотерапии в лечение ксеротических проблем с кожей - пришли к выводу ученые.
Данное исследование было проведено не только для подтверждения обоснованности корнеотерапии, но и с целью предложить практический метод для правильного подбора наружных препаратов с помощью биофизических методов. Ученые пришли к выводу, что ежедневное применение увлажняющих средств не вызывает каких-либо изменений в функции водного барьера SC или в размере корнеоцитов. Тем не менее средства существенно увеличили высокочастотную электрическую проводимость, уровень гидратации поверхности кожи, в течение нескольких дней у нормальных людей и пациентов с атопическим ксерозом, хотя длительный эффект был короче у больных.
Атопический дерматит (neurodermitics) характеризуется крайне неупорядоченным барьером кожи. В случае сильных воспалений дерматолог назначает кортикостероиды, которые вызывают кратковременное улучшение, но при применении длительное время они способствуют повышенной чувствительности кожи и ухудшению общего состояния кожи (Lautenschlager 2011).
Ученые показали, что высокому проценту людей, страдающих атопическим дерматитом, может быть оказана помощь при применении кремов для ухода за кожей, которые не содержат эмульгаторов. Эмульгаторы имеют как положительные, так и отрицательные свойства. Положительный аспект заключается в их способности сочетать с кожей полезные жиры и масла на водной основе в стабильном состоянии. Их недостаток заключается в том, что они, как правило, сохраняют свое положительное свойство в коже, (за исключением лишь нескольких типов эмульгаторов) в результате нарушают естественный защитный барьер кожи. Неизбежно, жировые вещества и барьерные компоненты позже будут транспортироваться из кожи после длительного контакта с водой. Поврежденный кожный барьер при атопическом дерматите является специфически восприимчивым. Когда люди с атопическим дерматитом используют кремы для ухода за кожей, которые свободны от эмульгаторов, в сочетании с полезными активными агентами, такими как линолевая кислота (незаменимые жирные кислоты) и мочевина, кожный барьер активирует свои собственные процессы регенерации, и после определенного периода времени проблемы значительно облегчатся.
В исследовании Тсисхаришвили 2013 сообщается об эффективном применении корнеотерапии в лечении розацеа – распространенного заболевания, иногда протекающего с тяжелыми осложнениями, в основном влияющими на кожу. Нерациональное и неадекватное лечение приводит к хроническому течению заболевания и психосоциальной дезадаптации больных. В последнее время наблюдается тенденция к росту числа больных, у которых в процессе сложного лечения (с разной степенью выраженности) наблюдается нарушение барьерной функции кожи, и они нуждаются в защите и восстановлении поврежденного рогового слоя. У пациентов с розацеа с целью изучения функции рогового слоя кожи лица использовался кожный анализатор BIA (анализ биоимпеданса, который в течение 6 секунд определяет содержание влаги, жирность и мягкость кожи), значительных отклонений от нормы (уменьшение содержания влаги, питания и повышенной шероховатости) выявлено не было. Эти изменения были наиболее ярко выражены у пациентов со стероидной формой розацеа. Для того чтобы восстановить защитный барьер кожи был использован препарат "Episofit А" (Лаборатория эволюционной дерматологии, Франция) (1-2 раза в день в течение 6 недель). Оценка эффективности лечения проводилась каждые 2 недели с помощью шкалы от 0 до 5. В соответствии с полученными результатами, использованием Episofit эмульсии, особенно при долгосрочном лечении стероидными препаратами для местного применения, имели выраженный лечебный эффект.
Таким образом, лечение больных с учетом морфологических и функциональных особенностей кожи лица помогает улучшить результаты традиционной терапии, и корнеотерапия является весьма эффективным средством нового поколения в уходе за кожей, направленное на восстановление и защиту поврежденного рогового слоя.
Комментарии