Гиалуроновая кислота уже долго удерживает ведущие позиции среди основных компонентов и косметических наружных средств, и инъекционных препаратов. Главным фактором в этом выступают биологические, реологические и, соответственно, клинические возможности молекулы. О том, как связаны технология производства и клиническая эффективность препаратов гиалуроновой кислоты, рассказывает к. м. н., врач-косметолог Марина Чернышева.
Гиалуроновая кислота не обладает видоспецифичностью. И даже производимая в результате биосинтеза из непатогенных штаммов микроорганизмов, чаще всего стрептококков, имеет сходную по структуре молекулу с человеческой, что обеспечивает отсутствие аллергенности. Другой важный показатель — это способность притягивать и удерживать воду, в несколько раз превышающую по объему саму молекулу гиалуроновой кислоты. Это создает феномен изоволемической биодеградации (не свойственный препаратам, например, коллагена), при котором изначально введенный объем филлера поддерживается в тканях длительное время даже при прогрессивной деградации самой молекулы за счет объема удерживаемой воды. Еще одна важная характеристика — возможность модифицировать молекулу в промышленных условиях в соответствии с заданными свойствами. Можно менять длину молекулы, концентрацию раствора, стабилизировать молекулу разными методами с целью удлинения ее жизни, изменения плотности и упругости и даже влиять на биологические аспекты ее поведения. При этом рассматривать один показатель в отрыве от других будет неверно. На уникальные свойства конечного препарата будет влиять именно совокупность факторов. Но при этом важно помнить, какие показатели ГК будут для специалистов основополагающими в выборе препарата для тех или иных клинических задач, а какие — дополнительными.
Молекулярная масса ГК — это характеристика длины макромолекулы ГК, которая, в свою очередь, определяется количеством дисахаридных звеньев. Этот показатель является одним из наиболее влиятельных в отношении реологических характеристик препарата. От него во многом будет зависеть упругость конечного продукта. Нельзя не отметить и важность биологического значения для организма длины цепи ГК. Эндогенно, под влиянием различных факторов и молекул человеческий организм синтезирует широкий диапазон ГК разной молекулярной массы. И ее роль в организме очень разнообразна.
Голые землекопы, которые являются объектом исследования этого направления, не чувствуют боли, устойчивы к раку и другим возрастным болезням, включая нейродегенеративные, сердечно-сосудистые заболевания и артрит. Они способны жить до 41 года — это на порядок больше продолжительности жизни других грызунов такого размера.
Предыдущие исследования показали, что своей живучестью и повышенной стойкостью к онкозаболеваниям голые землекопы обязаны большому количеству высокомолекулярной гиалуроновой кислоты (HMM-HA) в организме. По сравнению с мышами и людьми уровень HMW-HA у голых землекопов примерно в десять раз выше.
У трансгенных мышей с повышенной от рождения nmrHas2 в тканях вырос уровень гиалуроновой кислоты, снизилась частота рака и улучшилось состояние здоровья. Наиболее заметным изменением стало ослабление воспалений во многих тканях. В результате средняя продолжительность жизни трансгенных мышей увеличилась на 4,4 %, а максимальная по группе — на 12,2 %, по сравнению с обычными сородичами.
Почему высокомолекулярная гиалуроновая кислота так благотворно действует на здоровье, еще предстоит уточнить. Исследователи считают, что это связано со способностью HMM-HA непосредственно регулировать иммунную систему.
Концентрация ГК — другой, не менее важный для реологии показатель, определяющий текучесть препарата. Для создания эффекта комфортной экструзии препарата из иглы и последующей интеграции в тканях, концентрация ГК в препаратах может находиться в среднем в диапазоне от 1 до 3 %.
И последний из основных показателей — это наличие или отсутствие химической модификации молекулы. Именно она влияет на продолжительность жизни препарата в тканях. Немодифицированная экзогенная ГК деградирует в тканях за несколько дней, а химически модифицированная (поперечно-сшитая) ГК — за несколько месяцев. Методика стабилизации (ретикуляции) ГК оригинальна для каждого производителя. В процессе технологии производства могут использоваться как разные химические стабилизаторы (самым известным и изученным из них является BDDE) и их количества, так и всевозможные know-how, обеспечивающие безопасность и эффективность конечного продукта.
При выборе препарата для решения конкретной клинической задачи важно учитывать перечисленное многообразие факторов.
С точки зрения клинических эффектов можно выделить несколько групп препаратов на основе ГК, классификация достаточно условна.
Препарат на основе гибридно стабилизированной гиалуроновой кислоты неживотного происхождения с эффектом 3D-ремоделирования и пролонгированного улучшения качества кожи.
RRS® HA Long Lasting (Skin Tech Pharma Group, Испания) относится к продуктам для улучшения качества кожи и коррекции деформаций рельефа у пациентов. В основе препарата — стабилизированная BDDE высокомолекулярная гиалуроновая кислота неживотного происхождения в концентрации 7 мг/мл, суммарное количество ГК в шприце 21 мг/3 мл. Запатентованная технология сшивания UnHeatIng (UHI) с защитным буфером формирует оптимальный вязкоэластичный гидрогель, обеспечивающий эффект 3D-ремоделирования и длительной гидратации.
Препарат вводится в специальных техниках одномоментной коррекции Full Face — болюсная, семь точек для объемного моделирования и коррекции рельефов, и канюльная — для дополнительного создания эффекта плоскостной реструктуризации. Возможна комбинация техник в одной процедуре.
Упругость препарата (ММ — 2,9 млн Дальтон) обеспечивает выраженный «лифтинговый» поддерживающий эффект, особенно при введении в проекции истинных связок. Концентрация — 7 мг/мл, обеспечивает текучесть, оптимальную интегративную способность препарата при введении субдермально.
Объем болюса — 0,1–0,2 мл создает необходимую локальную «лифтинговую» плотность на субдермальном уровне.
Техника. Игла или канюля, на усмотрение специалиста. Но болюсная игольная техника наиболее оптимальным образом обеспечивает раскрытие клинического потенциала препарата.
Глубина — субдермально. Разный угол наклона иглы и глубина ее введения в разных точках болюсов.
Расположение болюсов введения препарата в проекции истинных связок обеспечивает индивидуальный, персонифицированный, часто асимметричный протокол коррекции на основании предварительной диагностики лица пациента и разметки, что объясняет гарантированный результат уже после однократного использования. При этом количество процедур может быть увеличено до достижения желаемого результата. Интервал между процедурами — не менее месяца.
Скинбилдер RRS® HA Long Lasting зарекомендовал себя среди широкого арсенала коммерческих препаратов для контурной пластики как безопасный (на основании клинических исследований и долгосрочных наблюдений) и эффективный препарат с выраженным клиническим результатом уже после однократного применения. Объем препарата 3 мл позволяет работать в рамках одной процедуры со всем лицом, индивидуально подбирая техники и инструменты работы. Особенности препарата (отсутствие постимплантационного отека) дает возможность работать с пациентами разных морфотипов, в том числе с деформационным, и с коротким периодом реабилитации. Этому способствуют и персонифицированные техники введения. Кроме работы на лице препарат открывает широкие возможности использования его в экстрафациальных зонах, как самостоятельно, так и в сочетании с другими эстетическими методами. RRS® HA Long Lasting можно предлагать как первичным пациентам, только знакомящимся с процедурами контурной пластики, так и опытным пользователям этих препаратов, чтобы подчеркнуть и сохранить естественный результат. При этом он будет одинаково эффективен как в мужской, так и в женской косметологии.
Комментарии