Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Солнечный витамин. Что скрывают ученые

09.01.2019
48364
9 мин на прочтение
Глаголева Екатерина Николаевна
В последние годы вокруг витамина D развернулась настоящая информационная истерия. Одни врачи назначают его поголовно всем, другие просят употреблять только белок, третьи запрещают коровье молоко. Как врачу-косметологу и его пациентам разобраться в назначениях этого важного витамина.

Разберемся в физиологии процесса.

Витамин D условно отнесен к группе витаминов, по факту это жирорастворимый прогормональный стероид, который участвует в эндокринной, паракринной и аутокринной регуляции [Vanchinathan, Lim 2012].

Синтез витамина D в коже

По данным Международной светотехнической комиссии (МСК), эффективное излучение (т. е. эффективность каждой длины волны для синтеза витамина D в коже) охватывает спектральный диапазон 255–330 нм с максимумом около 295 нм (УФВ). Воздействие УФ-излучения, индуцирующего покраснение кожи в минимальной эритемной дозе в течение 15–20 минут, способно индуцировать выработку до 250 мкг витамина D (10 000 МЕ) [Krause et al. 1998, Stamp et al. 1977].

Предшественник витамина D в плазматической мембране базальных и супрабазальных кератиноцитов и дермальных фибробластов 7-дегидрохолестерол преобразуется в провитамин-D3. Синтезируемый в коже витамин D3 высвобождается из мембраны и поступает в системный кровоток, связанный с витамин D-связывающим белком (DBP) [Clemens et al. 1982].

Попав в кровоток, витамин D преобразуется в печени под действием гидроксилазы в 25-гидроксивитамин 25(OH)D, или кальцидиол. Уровень циркулирующего 25(OH)D является показателем оценки содержания витамин D. Этот уровень отражает дозу ультрафиолетового излучения и потребление витамина D с пищей.

Источники витамина D

[по: Vanchinathan, Lim 2012; Kochupillai 2008; Gilchrest 2008]

  • Солнечный свет
  • Определенные продукты питания
  • Добавки

Но зачем – может спросить внимательный читатель – нам столько научных ссылок, ведь все очевидно и так? Все можно узнать из любого глянцевого журнала или бьюти-блога.

Если вы уверены, то дальше можете не загружать себя лишними рассуждениями, а мы попробуем.

Мы в редакции выбрали несколько самых живучих противоречивых мифов и поискали ответы у ученых.

Витамин D

Мифы о витамине D

Миф 1. Витамин D синтезируется в адекватных количествах, только если потреблять много животного белка и пить молоко

Ряд уважаемых авторов утверждает [LoPiccolo, Lim 2010; Holick et al. 2011], что есть лишь несколько природных источников витамина D:

  • рыбий жир
  • сыр
  • яичный желток
  • рыба (скумбрия, лосось, тунец)
  • говядина
  • печень

Так как для многих людей получить достаточное количество витамина D из естественных пищевых источников непросто, во многих странах потребляются такие продукты, как апельсиновый сок, молоко, йогурт и хлопья с витамином D.

Колин Кэмпбелл, автор нашумевшего «Китайского исследования», наоборот, уверяет, что употребление животного белка длительное время обычно блокирует выработку витамина D и как результат снижает его концентрацию в крови. Более того, долгий прием в пищу большого количества кальция создает благоприятные условия для снижения «сверхмощного витамина D» в организме.

Как дело обстоит с «мощным» витамином, мы пока не знаем, но видим мощное противоречие.

На помощь приходят норвежские ученые, которые доказали и показали, что моряки, которые едят много рыбы, но пьют мало молока – имеют прекрасные показатели витамина D, даже при дефиците солнечного света.

Вывод: очень важно, чтобы влияние питания осуществлялось через тонкую цепочку биохимических взаимодействий. В споре про животный или растительный белок докторам надо посмотреть уровень и витамина D, и кальция.

Дефицит витамина D может возникнуть при:

  • недостатке его в рационе на протяжении некоторого времени
  • ограниченном воздействии солнечных лучей
  • нарушении в почках функции преобразования 25(OH)D в активную форму недостаточном всасывании витамина D в ЖКТ.

Миф 2. Назначение высоких дозировок витамина D безопасно

Витамин D вырабатывается в коже, затем перемещается в печень, где под воздействием ферментов трансформируется в метаболит витамина D (при этом он находится в основном в печени и в жире).

Следующий этап имеет ключевое значение. При необходимости некоторая часть этого витамина перемещается в почки, где под воздействием другого фермента превращается в метаболит 1,25 D. Главное в этом процессе – скорость, с которой витамин D в форме запасов преобразуется.

Активность 1,25 D приблизительно в 1000 раз выше, чем у витамина D в форме запасов, и сохраняется он в течение 6–8 часов после выработки.

Для сравнения: витамин D в виде запасов сохраняется на протяжении 20 и более дней.

Так работает любая тонко организованная система: чем выше активность, тем короче срок действия и ниже количество конечного продукта.

Любопытное наблюдение предоставили McCullough P. J и коллеги (2019). Цитируем: «Все пациенты в нашем госпитале регулярно (начиная с июля 2011 года) сдавали анализы на витамин D, и в зависимости от результатов им предлагались добавки для регулирования уровня витамина (для его снижения или повышения). За этот период мы наблюдали свыше 4700 пациентов, большинство из них согласились на дозу витамина D в 5000 или 10,000 IUs/день.

Вследствие болезней, некоторые пациенты согласились на повышение дозы, от 20,000 до 50,000 IUs/день. Мы не отмечали случаи вызванной витамином D гиперкальциемии или любых других побочных эффектов, связанных с приемом добавок с витамином D. Три пациента с псориазом отметили даже клиническое улучшение кожи (они принимали от 20,000 до 50,000 IUs/день). Анализ 777 пациентов (новые и уже бывшие в исследовании), не принимавшие добавки витамина D3 отметили: 28,7 % 25-гидроксивитамин D3 (25OHD3) в крови < 20 нг/мл, 64,1 % < 30 нг/мл, средний уровень 25OHD3 – 27,1 нг/мл, с разницей от 4,9 до 74,8 нг/мл. Анализ 418 пациентов, принимающих D3 достаточно долго, показал, что уровни 25OHD3 достигли в крови > 74,4 нг/мл, средний уровень 25OHD3 – 118,9 нг/мл, с разницей от 74,4 до 384,8 нг/мл. Средний сывороточный показатель уровня кальция в этих двух группах (после исключения пациентов с гиперкальциемией, вызванной другими причинами) составил 9,5 (без D3) против 9,6 (D3), с разницей от 8,4 до 10,7 (без D3) против 8,6 и 10.7 мг/dl (D3).

Средний уровень интактного гормона околощитовидной железы составил 24,2 пг / мл (D3) против 30,2 пг / мл (без D3). Таким образом, долгосрочное добавление витамина D3 в дозах от 5000 до 50000 МЕ / день представляется безопасным».

Вывод: необходимо назначать адекватные дозировки витамина D, исходя из первоначального уровня в сыворотке крови и диагноза (см. таблицу).

Миф 3. Измерение уровня витамина D – это условность

Отсутствуют стандартизированные измерения уровня 25(OH)D, поскольку лаборатории по всему миру имеют разную последовательность измерений.

В работе Binkley et al. (2004) были продемонстрированы разные результаты для образцов, которые определялись рядом ведущих лабораторий по измерению витамина D. Это объясняет, почему существуют противоречия как на национальном, так и на международном уровне, относительно того, какой уровень 25(OH)D определяется как «дефицит», «недостаточность» и «оптимальный» [Lanham-New, Wilson 2016].

До недавнего времени использовались различные пороговые значения для витамина D [Kallikorm et al. 2009]. Уровень 50 нмоль/л широко используется при определении содержания 25(OH)D, хотя в некоторых исследованиях использовали уровень 37,5 нмоль/л, как минимально допустимый [Tangpricha et al. 2002; MacFarlane et al. 2004; Malabanan et al. 1998].

Дальнейшие исследования, однако, показали, что уровень 25(OH)D в 75 нмоль/л или выше необходим, чтобы покрыть все физиологические функции витамина D и, следовательно, должны рассматриваться как оптимальные [Bischoff-Ferrari 2007; Dawson-Hughes et al. 2005; Bischoff-Ferrari et al. 2006].

Витамин D

Миф 4. Витамин D надо принимать с кальцием

Здесь множатся противоречивые данные.

Известно, что витамин D способствует абсорбции кальция в кишечнике и поддерживает необходимые уровни кальция и фосфора в крови для обеспечения минерализации костной ткани. Он также необходим для роста костей и костного ремоделирования, предотвращения остеопороза у женщин и рахита у детей [Плещева и др. 2012].

Но происходит настоящий разрыв шаблона, потому что все жители России с младенчества слышат рекламу добавок с кальцием и витамином D3 – и дальше песня про здоровье. Что же говорят большие ученые?

Бомба: По мере того как уровень кальция в крови растет, активность 1,25 D уменьшается. В этом и заключается неожиданный поворот: если мы потребляем чрезмерно много кальция, это снижает активность почечного фермента (читай выше) и как следствие уровень витамина D [Giovannuchi et al. 1998].

Более того, в ряде исследований говорится о «кальциевом парадоксе»: в странах или группах населения при более низком потреблении кальция отмечалось меньшее количество случаев остеопороза [Дейли 2014].

В 2018 году сведения из некоторых мета-анализов поставили под вопрос преимущества бесконтрольного приема БАДов с высоким содержанием витамина D и кальцием для предотвращения риска переломов, потому что отмечался побочный эффект – риск сердечно-сосудистых заболеваний. Однако затем этот риск был также поставлен под сомнение, а все признали, что высокие дозы витамина D имеют неблагоприятные последствия уже для опорно-двигательного аппарата [Lewis et al. 2018].

В 1998 году еще не было объявлено массовой войны молоку, а противоречивое исследование, в котором группа авторов связывала недостаточность витамина D c дефицитом кальция из-за непереносимости лактозы, появилось только в 2010-м [Institute of Medicine… 2010]. В нем отмечалось, что дефицит поступления витамина с пищей связан с аллергией на молоко, непереносимостью лактозы, ово-вегетарианством и веганством.

Вывод: выберем позицию умеренности. Во всех исследованиях нам сообщают о чрезмерном потреблении кальция, что вредит переходу витамина D в активную форму. Будем потреблять его в адекватных дозах.

Таблица. Дозировка кальция и витамина D (согласно возрасту)

Источник: academic.oup.com

Возраст и пол 

Кальций 

 

Витамин D 

Рекомендуемые нормы потребления (мг/д) (покрывает ≥97,5 %)

Mаксимальные уровни потребления (мг/д) 

Рекомендуемые нормы потребления (IU/д) (покрывает ≥97,5 %)

Сывороточная 25(OH)D концентрация (нг/мл) (соотносится с рекомендуемыми нормами потребления)

Mаксимальные уровни потребления (IU/l)

1–3 (M+Ж) 

700 

2500 

600 

20 

2500 

4–8 (M+Ж) 

1000 

2500 

600 

20 

3000 

9–13 (M+Ж) 

1300 

3000 

600 

20 

4000 

14–18 (M+Ж) 

1300 

3000 

600 

20 

4000 

19–30 (M+Ж) 

1000 

2500 

600 

20 

4000 

31–50 (M+Ж) 

1000 

2500 

600 

20 

4000 

51–70 (M) 

1000 

2000 

600 

20 

4000 

51–70 (Ж) 

1200 

2000 

600 

20 

4000 

71+ (M+Ж) 

1200 

2000 

800 

20 

4000 

Беременность, лактация (Ж) 

 

 

 

 

 

14–18

1300 

3000 

600 

20 

4000 

19–50

1000 

2500 

600 

20 

4000 

Новорожденные 

 

 

 

 

 

0–6 мес. (M+Ж) 

200 

1000 

400

20 

1000 

6–12 мес. (M+Ж) 

260 

1500 

400

20 

1500 

Миф 5. Витамин D как панацея

Должны ли все принимать витамин D независимо от возраста, пола и вероисповедания? Невероятное количество статей посвящено важнейшей роли витамина D в терапии таких заболеваний, как остеопороз, алопеция, розацеа и даже витилиго и туберкулез. Мы приводим ряд работ, свидетельствующих о важности назначения различных доз витамина D в терапии этих состояний [Saleh et al. 2013; Parsad, Kanwar 2009; Mason, Holliday 2000; Li et al. 1998].

Но нужно ли делать витамин D постоянным спутником людей всего мира? Этот вопрос будет еще долго предметом жарких споров и дискуссий, но одно очевидно:

  • необходимо на регулярной основе следить за уровнем витамина D в сыворотке крови пациентов.
  • врачи должны назначать диету и добавки пациентам, находящимся в группе риска: проживающим в регионах с дефицитом солнечного света, с эндокринологическими нарушениями, с нарушениями всасывания активных веществ.

Резюме

Когда исследователь решает что-то доказать, он всегда может найти доказательную базу своему утверждению.

Как сделать так, чтобы за жаркими диспутами не потерялась истина? Анализировать как можно больше информации и относиться ко всем революционным заявлениям критически. «Перестал сомневаться – уходи из медицины» – учили доктора старой школы.

Источники:

  1. Bischoff-Ferrari H. A. The 25-hydroxyvitamin D threshold for better health. J Steroid Biochem Mol Biol. 2007;103:614–619.
  2. Bischoff-Ferrari H. A., Giovannucci E., Willett W. C., Dietrich T., Dowson-Hughes B. Estimation of optimal serum concentrations of 25-hydroxyvitamin D for multiple health outcomes. Am J Clin Nutr. 2006;84:18–28.
  3. Clemens T. L., Adams J. S., Henderson S. L., Holick M. F. Increased skin pigment reduces the capacity of skin to synthesize vitamin D3. Lancet. 1982;1:74–76.
  4. Dawson-Hughes B., Heaney R. P., Holick M. F., Lips P., Meunier P. J., Vieth R. Estimates of optimal vitamin D status. Osteoporos Int. 2005;16:713–716.
  5. Gilchrest B. A. Sun exposure and vitamin D sufficiency. Am J Clin Nutr. 2008;88:570S–577S.
  6. Giovannuchi E., Rimm E., Wolk A et al Calcium and fructose intake in relation to risk of prostate cancer. Cancer Res. 1998 Feb 1;58(3):442-7.
  7. Holick M. F., Binkley N. C., Bischoff-Ferrari H. A., Gordon C. M., Hanley D. A., Heaney R. P. Evaluation, treatment, and prevention of vitamin D deficiency: an Endocrine Society clinical practice guideline. J Clin Endocrinol Metab. 2011;96:1911–1930.
  8. Institute of Medicine, Food and Nutrition Board. Dietary reference intakes for calcium and vitamin D. Washington, DC: National Academy Press; 2010.
  9. Kallikorm R., Tamm A., Lember M. Seasonal variance of 25-(OH) vitamin D in the general population of Estonia, a Northern European country. BMC Public Health. 2009;19(9):22.
  10. Kochupillai N. The physiology of vitamin D: current concepts. Indian J Med Res. 2008;127:256–262.
  11. Krause R., Bohring M., Hopfenmüller W., Holick M. F., Sharma A. M. Ultraviolet B and blood pressure. Lancet. 1998;352:709–710.
  12. Lanham-New, S. A. and Wilson, L. R. (2016), Vitamin D – has the new dawn for dietary recommendations arrived?. Nutr Bull, 41: 2-5.
  13. Lewis J. R., Sim M., Daly R. M. The vitamin D and calcium controversy: an update. Curr Opin Rheumatol. 2018 Dec 27.
  14. Li Y. C., Amling M., Pirro A. E., Priemel M., Meuse J., Baron R. Normalization of mineral ion homeostasis by dietary means prevents hyperparathyroidism, rickets, and osteomalacia, but not alopecia in vitamin D receptor-ablated mice. Endocrinology. 1998;139:4391–4396.
  15. LoPiccolo M. C., Lim H. W. Vitamin D in health and disease. Photodermatol Photoimmunol Photomed. 2010;26:224–229.
  16. MacFarlane G. D., Sackrison J. L., Jr, Body J. J., Ersfeld D. L., Fenske J. S., Miller A. B. Hypovitaminosis D in a normal, apparently healthy urban European population. J Steroid Biochem Mol Biol. 2004;89–90:621–622.
  17. Malabanan A., Veronikis I. E., Holick M. F. Redefining vitamin D insufficiency. Lancet. 1998;351:805–806.
  18. Mason R. S., Holliday C. J. 1,25-Dihydroxyvitamin D contributes to photoprotection in skin cells // Norman A., Bouillon R., Thomasset M., editors. Vitamin D endocrine system: structural, biological, genetic and clinical aspects. University of California; Riverside: 2000. pp. 605–608.
  19. McCullough P. J., Lehrer D. S., Amend J. Daily oral dosing of vitamin D3 using 5000 TO 50,000 international units a day in long-term hospitalized patients: Insights from a seven year experience. J Steroid Biochem Mol Biol. 2019 Jan 3.
  20. Saleh H. M., Abdel Fattah N. S., Hamza H. T. Evaluation of serum 25-hydroxyvitamin D levels in vitiligo patients with and without autoimmune diseases. Photodermatol Photoimmunol Photomed. 2013;29:34–40.
  21. Stamp T. C., Haddad J. G., Twigg C. A. Comparison of oral 25-hydroxycholecalciferol, vitamin D, and ultraviolet light as determinants of circulating 25-hydroxyvitamin D. Lancet. 1977;1:1341–1343.
  22. Tangpricha V., Pearce E. N., Chen T. C., Holick M. F. Vitamin D insufficiency among free-living healthy young adults. Am J Med. 2002.
  23. Vanchinathan V., Lim H. W. A dermatologist’s perspective on vitamin D. Mayo Clin Proc. 2012;87:372–380.
  24. Плещева А. В., Пигарова Е. А., Дзеранова Л. К. Витамин D и метаболизм: факты, мифы и предубеждения // Ожирение и метаболизм. 2012. № 2. С. 33–42.

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий