На базе двух московских клиник – Клинического института эстетической медицины и Центральной Государственной медицинской академии УДП РФ ведущие специалисты, давно практикующие RF-лифтинг, А. Ю. Аленичев, Л. С. Круглов, С. М. Федоров и И. В. Шарыпова провели исследование, подтверждающее эффективность данной методики.
Мы попросили уважаемых врачей рассказать подробнее об их исследовании.
RF-терапия давно получила широкое распространение в различных отраслях медицины (хирургия, кардиология, урология), а новейшие разработки в данной области позволили адаптировать метод для использования в дерматологии и косметологии.
Термин «радиочастотная терапия» (RF-терапия) объединяет группу методов лечения с использованием эффектов воздействия энергии колебания электромагнитных волн в радиочастотном диапазоне на ткани организма человека.
#научнымисловами
Механизм физического воздействия радиоволнового излучения на кожу, особенно на дерму и подкожно-жировую клетчатку, основан на тепловом эффекте 4, 5. Тепло генерируется в результате индуцированного быстрыми колебаниями высокочастотного электромагнитного поля движения поляризованных частиц (электронов, атомов, молекул веществ). При этом количество выделяемой теплоты пропорционально электрическому сопротивлению ткани и зависит от ее электрических свойств и от параметров колебаний радиоволн. В зависимости от напряжения и формы радиоволны эффекты термического воздействия в тканях варьируют от пролиферативных и репаративных до деструктивных, сопровождающихся коагуляционным некрозом 6. Глубина вышеописанных изменений тесно коррелирует с частотой электромагнитного излучения, при этом чем ниже его частота, тем глубже воздействие. Именно способность к модуляции электромагнитных колебаний позволяет осуществлять управляемое «термоселективное» воздействие на ткани и контролируемую доставку RF энергии в дерму и подкожную жировую клетчатку 7.
Малоинвазивная технология микроигольчатого RF-лифтинга позволяет осуществлять дробную доставку радиочастотной энергии, а также тонко управлять электротермическими эффектами в тканях благодаря концепции «фракционирования». Микроигольчатые активные электроды вводятся в кожу на заданную врачом глубину, благодаря чему риск травматизации тканей сводится к минимуму 8-10.
Комплексное механо-радиочастотное воздействие оказывает положительное влияние на микроциркуляцию и запускает термоопосредованный процесс реструктуризации дермы, который реализуется за счет механизмов обновления ее волокнистого компонента: обратимой денатурации и контракции молекул коллагена, а также индукции неоколлагенеза. Окончательный вклад в реконструкцию дермы вносит пролиферация резидентных фибробластов, стимулированных нагреванием и асептическим воспалением в месте дозированной микротравмы 11-13.
Мы отобрали 27 пациентов в возрасте от 30 до 65 лет с признаками хроностарения и фотоповреждения кожи и оценивали объективные и субъективные изменения состояния их кожи до и после проведения RF-терапии.
В первую очередь, нас интересовали пациенты без противопоказаний к процедуре и не проходившие терапию альтернативными методами коррекции инволютивных изменений в течение 6 месяцев до начала исследования. Мы также исключили пациентов с заболеваниями кожи в активной фазе и общими инфекционными, хроническими соматическими, психическими заболеваниями.
Оценка дерматологического статуса в наших клиниках осуществляется до и после проведения микроигольчатой RF-терапии.
Мы проводим исследования морфоструктурного анализа кожи методом ультрасонографии, визуальных аналоговых шкал (VAS), фотографирования пациентов, исследования качества жизни и удовлетворенности пациентов с помощью психодиагностического тестирования с использованием стандартной формы анкетирования индекса качества жизни дерматологических больных (Dermatology Life Quality Index, DLQl, Finlay, 1999.
Это позволяет оценить толщину и структуру эпидермиса и дермы, микрорельеф кожи.
Клиники оснащены современным ультразвуковым сканером кожи DUB Skinscanner 22—75 (ТРМ, Германия), датчик 75 МГц.
Визуальное исследование проводилось с использованием визуальной аналоговой шкалы (VAS), основанной на 10-балльной оценке следующих признаков старения кожи: ксероза, цвета, пигментации, эластичности, тургора, мимических морщин, гравитационных морщин; выполнялась фотосъемка фрагментов кожи лица и шеи пациентов.
После визуальной оценки всем пациентам была проведена коррекция инволютивных изменений кожи лица и шеи. Процедура выполнялась строго в соответствии с протоколом лечения, разработанным специалистами Клинического института эстетической медицины.
Протокол предусматривает проведение цикла терапии из трех последовательных сеансов микроигольчатого RF-лифтинга с интервалом в три недели между процедурами.
В клинике мы выполняем процедуру на высокочастотном электрохирургическом аппарате Scarlet RF (VlOL, Южная Корея), который как раз и предназначен для малоинвазивной биполярной RF-терапии. Перед процедурой на обрабатываемые участки кожи на 30–45 минут местно наносим анестезирующий крем EMLA.
Особенностью аппарата Scarlet является одноразовая стерильная насадка с неизолированными по всей длине металлическими позолоченными микроэлектродами — иглами диаметром 200 мкм, которые закрепляются на наконечнике. Воздействие на кожу осуществляется в смешанном режиме (BLEND). Мощность: 2 Вт ± 20 % при выходной частоте 2 МГц ± 10 %, интенсивность 7–9, время 200 мс.
По данным международных клинических испытаний, именно такая мощность позволяет достигнуть безопасного и эффективного ремоделирования внеклеточного матрикса кожи 14.
Иглы (которых на наконечнике 25!) проникают на контролируемую врачом глубину. Мы обычно работаем в диапазоне от 0,5 до 3,5 мм, это составляет 1,5–2,5 мм в области лба; 2,7–3,5 мм – щеки и овал лица; 0,8–1,2 мм – периорбитальная область; 0,5–3,5 мм – область шеи. Таким образом, достигается доставка энергии электромагнитных волн без потерь непосредственно в выбранную зону, где происходит испарение воды и стимуляция неоколлагенеза кожи.
Сравнительный анализ данных ультразвуковой диагностики кожи показал положительную динамику состояния кожи лица и шеи после проведения коррекции. Результаты ультразвукового сканирования толщины эпидермиса выявили уменьшение с 78,6 0,66 мкм до 76,5 0,31 мкм, т.е. на 2,1 мкм; во 2-й группе отмечалось уменьшение с 78,6 ± 0,57 мкм до 77,1 ± 0,28 мкм, на 1,5 мкм.
Таким образом, микроигольный способ доставки энергии RF-излучения в кожу сочетает в себе положительные эффекты неаблятивного фракционного лазерного фототермолиза и возможность контролируемой доставки энергии в более глубокие слои кожи с учетом необходимой степени воздействия и анатомической зоны 2.
Комментарии