Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

2015 год. Прогноз, написанный в надежде…

02.01.2015
3576
9 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
Старая традиция заниматься предсказаниями перед Новым годом в России поддерживается в том числе и за счет законодательных органов. Это они вот уже пять лет именно в декабре принимают решения, которые в той или иной степени будут влиять на развитие медицины в стране. И решения эти обычно вступают в силу с 1 января грядущего года.

2014 в этом отношении – не исключение. Правда, есть нюанс. Ранее решения законодательных органов власти носили больше организационный характер, в этом году – административный, то есть, частично карательный.

С 2015 года вводится уголовная ответственность за производство и распространение фальсифицированных лекарств и биологически активных добавок. Определения, что есть фальсифицированные, недоброкачественные и контрафактные препараты присутствует в Федеральном законе №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

Минимальный срок ответственности — три года лишения свободы, максимальный — двенадцать.

За производство, сбыт или ввоз в РФ фальсифицированных, недоброкачественных, незарегистрированных лекарств, медизделий или БАД в крупном размере - принудительные работы на срок до пяти лет.

Если то же преступление совершено организованной группой, и оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека, наказание - лишение свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом от одного до трех миллионов рублей. Так говорит Уголовный Кодекс.

Теперь значительную часть косметологии вполне возможно назвать криминализированной, потому что практически все врачи так или иначе приобретали незарегистрированные препараты, все работали на незарегистрированных приборах. А что касается организованных групп, как тут не вспомнить нашумевшее дело Оксаны Пушкиной, которая утверждала, что в косметологии присутствует сговор производителей, поставщиков и врачей, которые становятся конечным звеном в цепи фальшивых препаратов.

Например, компания привозит мезотерапевтические коктейли, регистрирует их как средства для наружного применения, обучает врачей делать инъекции этих препаратов, и врачи – делают, несмотря на то, что на коробке с ампулами написано «Для наружного применения». Вот вам и сговор, с точки зрения прокуратуры.

С 1 января 2015 года придется пересмотреть и отношение к сбору, обработке и хранению персональных данных. Этого потребует от индустрии красоты введенная в КоАП статья 13.11 «Нарушение законодательства Российской Федерации о персональных данных».

Это логическое развитие требований, прописанных в Федеральном законе «О персональных данных». Избежать сбора и обработки данных клиникам не удастся, потому что, согласно Постановлению Правительства №1006 «Об утверждении правил оказания платных медицинских услуг», с пациентом обязательно надо подписывать договор, а в договоре указываются данные заказчика, они же и есть – персональные данные.

Так вот, обработка персональных данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан от семисот рублей до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до восьми тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

А вот и часть 3 статьи, которая напрямую относится к заполнению медицинской документации (что тоже является обязательным при оказании медицинской услуги!). Читаем внимательно:

«Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, … влечет наложение административного штрафа на граждан от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей».

И еще раз мы обратимся к Кодексу об административных правонарушениях, теперь в связи с обязательной регистрацией продавцов медицинских изделий. Со дня на день мы ждем принятия Федерального закона «Об обращении медицинских изделий», но в КоАП уже присутствует и целый год успешно используется правоохранительными органами статья 6.8. КоАП, определяющая наказание за нарушение правил обращения медицинских изделий.

До 2015 года продажей медицинских изделий мог заниматься кто угодно, (см по этому поводу, например, статью «Нитевой лифтинг. Сеть для косметологов»).

Времена и правила продажи стремительно меняются: Правительством принято постановление от 17.12.2014 N 1385 "О внесении изменений в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений". Организации, которые реализуют на территории России медицинские изделия, обязаны в обязательном порядке уведомлять об этом Росздравнадзор.

То есть ведомство будет вести свой счет продавцов медизделий, по которому:

а) будет создан реестр продавцов медизделий;

б) будут составляться планы проверок;

в) будет организован поиск продавцов незарегистрированных медицинских изделий.

И уже есть статья в КоАП, которая наказывает за нарушение порядка уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности штрафом от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Процесс изменения на рынке медизделий еще не закончен. Несмотря на то, что нормативных документов по этому поводу издано уже достаточно много (об этом можно прочитать тут), но главный – Федеральный закон «Об обращении медицинских изделий» - еще не принят. Если интересно, можете ознакомиться с важными моментами в его проекте здесь.

Но кроме всего этого, в 2015 году начнется работа по созданию общего для Евро-Азиатского экономического союза рынка лекарственных препаратов и медицинских изделий.

Соглашения по этому поводу уже заключены в конце декабря в Москве.

Что это означает для тех, кто продает, покупает и использует медицинские изделия?

Для тех, кто продает: в условиях экономических санкций часть медицинских изделий будет поступать в Россию через страны-члены ЕврАзЭС.

Для тех, кто покупает и использует: будут меняться (гармонизироваться, как сказано в соглашениях) правила применения.

Понятно, что кроме регулируемых государством, большое значение будут иметь перемены, связанные с экономическим кризисом.

Что будет происходить на рынке под влиянием падения рубля, снижения потребительского спроса и сокращения государственного бюджета на социальные нужды населения?

Что об этом думают сами участника рынка, можно прочесть здесь.

Ясно, что произойдет санация рынка косметологических услуг, слабые уйдут, сильные останутся. Осталось понять, кто такие – эти сильные?

Вот, на мой взгляд, признаки устойчивых клиник:

  1. Позиционирование клиники как медицинского учреждения. В период кризиса на красоту деньги вроде тратить неприлично, а на здоровье – необходимо… Поэтому словосочетание «красота и здоровье» с точки зрения маркетинга услуг будет работать.
  2. Ставка на врача, как на главную составляющую услуги. Медицинский прием, консультация специалиста, профилактическое сопровождение. В тот момент, когда всем придется поднять цены на препараты, опыт и профессиональная репутация врача будут играть решающую роль. Но репутации не складываются сами по себе, руководителям клиник придется основательно поработать, чтобы их специалист стал звездой в своем роде.
  3. Предоставление, кроме косметологических, других медицинских услуг, улучшающих самочувствие, работоспособность, а, следовательно, и молодость, и качество жизни. Тут мы и вспомним о сокращении госрасходов на социальные нужды, в том числе и здравоохранение. За бортом бесплатной медицины останутся отличные врачи – эндокринологи, гастроэнтерологи, мануальные терапевты, гинекологи, урологи… Расширяя ассортимент услуг (естественно, с переоформлением лицензии!), клиника сможет предложить своим пациентам более сбалансированный продукт, то самое уникальное торговое предложение, о котором нам все время твердят маркетологи. И поверьте, косметология, ваша любимая отрасль медицины, не станет падчерицей в этой семье.

Еще об одной дифференциации надо сказать. Появится, наконец, эконом-косметология. Нет, ее никто так называть не будет, по крайней мере, до поры до времени, но часть клиентов будет выбирать более дешевые препараты, используемые в традиционных услугах – ботулотоксины, филлеры, биоревитализанты. Процесс этот уже наметился, в клинках и сейчас клиенту могут предложить филлер подешевле и подороже, но пока это не имеет больших масштабов. Но будет иметь, когда импортные продукты подорожают вдвое – втрое.

Еще нас ждет сдувание выставочных проектов. Мы уже становимся его свидетелями – InterCHARM СПб перенесли на 2016 год. Падение интереса к выставкам связано с тем, что, во-первых, их количество никак не переходит в новое качество, во-вторых, компании-экспоненты, как они сами признаются, не отбивают тех денег, которые вкладывают в развертывание экспозиций. В-третьих, ходят упорные слухи, что в следующем году за выставки возьмется Росздравнадзор, который проверит легальность предлагаемой к продаже со стендов продукции.

Выставки, как зоны продаж, будут интересны врачам-надомникам, которые запасаются препаратами на несколько месяцев. Но это уже совсем другая история…

Теперь о продукции. Уже понятно, что и следующий год пройдет под знаком южнокорейских новинок. Очень удачная ситуация для Южной Кореи – Япония не готова расширять торговлю с Россией, в том числе и по политическим мотивам, да и после Фукусимы привлекательность ее косметики слегка поблекла. Китай испортил свою деловую репутацию в прежние годы, когда в Россию завозилась масса дешевых подделок. И хотя теперь уже есть на рынке достойные косметологические продукты производства КНР, но доброе имя так быстро не восстанавливается. Южная Корея представляется потребителю как страна высоких технологий, что роднит ее с Японией в массовом сознании, и у нее нет политических препятствий к расширению торговых связей с Россией. Хотя предвосхищаю, что китайские производители тоже вложат немало денег в то, чтобы продвинуть свои качественные косметологические продукты на наш рынок (отделы рекламы профессиональных СМИ, не пропустите момента!).

Борьба за ведущее место в экономике Юго-Восточной Азии пройдет на территории России.

И последнее, в следующем году начнется, но победой пока не закончится, война между органической и высокотехнологичной косметикой. Пока органической косметики было на рынке немного, ее крупные производители не брали в расчет. Однако создатели косметических средств с использованием высоких технологий начинают накапливать недовольство разросшимся рынком натуральных продуктов, которые отбивают часть потребителей. Их аргументы в борьбе за душу клиента будут весомыми: у производителей органической косметики так и нет единого стандарта натуральности, на земле все меньше остается реально не загаженных мест, где можно вырастить здоровое растение на здоровой почве, под здоровым дождем; а главное, у органической косметики нет такой прочной доказательной базы, подтверждающей ее результативность в решении эстетических проблем.

Я надеюсь, все читающие эти строки учили в школе ботанику и не верят, например, в гипоаллергенность натуральных травяных и цветочных составов?

Но я не встаю на какую-либо из сторон баррикады. Я просто понимаю, что время борьбы приходит, и понимаю, на чьей стороне тяжелая артиллерия.

И уже совсем в завершение: прогнозы всегда строятся на той информации, которая в той или иной степени знакома автору, однако наш мир стоит на пороге новых глобальных перемен, предсказать последствия которых сегодня не возьмется, пожалуй, никто.

Поэтому в прогнозе на 2015 год обратите внимание на следующее – он, 2015, состоится!

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий

Еще по теме

Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
Бизнес
Искусственный интеллект обучили подбирать косметику
С помощью нейросети исследователи научились подбирать средства для ухода с учетом анализа косметичес...
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Бизнес
Нейросети в косметологии: кому, когда, зачем (и надо ли?)
Нейросети. Генеративные модели. ChatGPT. Все говорят, пишут, строят прогнозы про искусственный интел...
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Бизнес
Уточнили различия в цветовых оттенках кожи губ
Французские исследователи сравнили цвет губ у разных этнических групп, а также выяснили особенности ...