В связи с важными изменениями в регулировании применения контрольно-кассовой техники обсудим требования к онлайн-кассам, сроки перехода на новую контрольно-кассовую технику, возможность использования бланков строгой отчетности и право на налоговый вычет.
Федеральным законом от 03.07.2016 №290-ФЗ были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – ФЗ №54-ФЗ). Изменения коснулись требований к контрольно-кассовой технике (далее – ККТ), функции которой были расширены.
До 1 июля 2017 года все организации, использующие контрольно-кассовую технику (в ее «привычном» понимании), должны перейти на онлайн-кассы.
Требования к контрольно-кассовому оборудованию установлены ст. 4 ФЗ №54-ФЗ. Новшеством, по сравнению с ранее действовавшей редакцией закона, становится введение понятия и требований к фискальному накопителю (ст. 4.1 ФЗ №54-ФЗ). Если коротко, то фискальный накопитель – это устройство для шифрования и хранения сведений о расчетах, проводимых с использованием ККТ, – наличие которого становится обязательным.
Главный смысл изменений заключается в передаче данных по пробитым чекам через оператора фискальных данных (далее – ОФД), с которым продавцу/исполнителю услуг необходимо заключить договор, на сервер ИФНС. Как только услуга/товар оплачены, онлайн-касса формирует чек, который записывается в фискальный накопитель, затем обрабатывается и передается оператору фискальных данных (посреднику между хозяйствующим субъектом и ФНС). Оператор фискальных данных обрабатывает информацию и направляет ее в ФНС. Оператор фискальных данных формирует уникальный номер чека и передает его продавцу. Без уникального номера, а значит, без передачи данных ОФД, печать чека невозможна.
Из заметных покупателю/потребителю услуг изменений стоит назвать печать QR-кода и ссылки на чеке, а также право требовать направить чек в электронном виде на электронную почту, адрес которой в таком случае необходимо указать на бумажном чеке.
Если до момента расчета чек, отвечающий всем требованиям ФЗ №54-ФЗ, направлен по требованию лица на адрес его электронной почты, то организация не обязана выдавать покупателю еще и бумажный чек (консультация эксперта Минфина РФ).
ФНС ведутся реестры онлайн-касс, фискальных накопителей, а также список операторов фискальных данных. Подробнее об этом – см. Информацию ФНС.
Для перехода на онлайн-кассы приобретение нового оборудования не обязательно. Обратитесь к производителю Вашей кассы для того, чтобы узнать, возможна ли модернизация уже приобретенной кассы.
Общей датой перехода на онлайн-кассы является 1 июля 2017 года. К этой дате все владельцы ККТ должны перейти на онлайн-кассы.
Однако имеются исключения из общего правила. Так, до 1 июля 2018 года при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги), без применения контрольно-кассовой техники могут обойтись в том числе организации, оказывающие услуги населению, а также организации, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ (к которым, помимо прочего, относится оказание бытовых услуг).
При совмещении налоговых режимов организация, находящаяся на УСН, обязана применять онлайн-кассы с 1 июля 2017 г. При применении организациями ЕНВД указанный срок продлен, для них онлайн-кассы будут обязательны с 1 июля 2018 г. При этом совмещение организацией указанных режимов значения для применения контрольно-кассовой техники не имеет (Консультация эксперта ФНС).
В случае, если организации или индивидуальные предприниматели в соответствии с действовавшей до 15 июля 2016 года редакцией ФЗ №254-ФЗ вправе не применять контрольно-кассовую технику, такое право сохраняется за ними до 1 июля 2018 года.
То есть если предприниматель до внесения изменений не был обязан использовать ККТ, и использовал вместо ККТ бланки строгой отчетности (далее – БСО) в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства 06.05.2008 №359 (далее – Постановление Правительства РФ №359), то он имеет право не устанавливать ККТ до 1 июля 2018 года. Аналогичное право имеют и организации, перечисленные в п.2, 3 ст. 2 ФЗ №54-ФЗ.
Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности до 1 июля 2018 года (п. 8 ст. 7 закона № 290-ФЗ).
Полина, 29.05.2017
Добрый день! Обязательна ли установка онлайн-касс для ИП (косметолог и мастер маникюра), как я понимаю, мы предоставляем бытовые услуги, продажей косметики и т.п. не занимаемся?
После 1 июля 2018 года предприниматели и организации, которые вместо чеков ККТ могут выдавать БСО, будут формировать бланки строгой отчетности с использованием автоматизированных систем расчетов в бумажной и электронной форме.
Напоминаем, что прошлая редакция ФЗ №54-ФЗ не содержала исчерпывающего перечня услуг, при оказании которых организации имели право применять БСО, ограничиваясь отсылкой к порядку, установленному Правительством РФ. Об отсутствии исчерпывающего перечня свидетельствует также позиция, высказанная Министерством Финансов РФ в Письме от 04.04.2012 № 03-01-15/3-74.
С 1 июля 2018 года предприниматели и дальше будут выдавать бланки, но печатать их будут на «автоматизированной системе для БСО». По задумке, это разновидность ККТ, к которой предъявляют те же требования. Сам бланк строгой отчетности становится одним из видов кассового чека.
БСО, как и кассовые чеки, нужно будет отправлять в ФНС и выдавать покупателю на руки. По новым правилам документ, как и кассовый чек, нужно отправлять в электронном виде на электронную почту или на абонентский номер покупателя.
Клиника косметологии оказывает платные медицинские услуги населению по соответствующему профилю. Организация использует упрощенную систему налогообложения. Когда клиника обязана перейти на онлайн-кассы?
Дополнительно о праве медицинских организаций использовать БСО, см. Письмо УФНС по г. Москве от 09.12.2010 № 17-15/129849.
Приобретение новой контрольно-кассовой техники или модернизация старой, а также заключение договора с ОФД влекут для предпринимателя неизбежные и зачастую значительные издержки. Компенсация понесенных расходов возможна путем налогового вычета.
Налогоплательщик на УСН с объектом обложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" может уменьшить налоговую базу по налогу на:
Расходы по приобретению ККТ как обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, так и не обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также расходы, связанные с оплатой услуг оператора фискальных данных по обработке фискальных данных, могут быть учтены в расходах при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Подробнее см. Письмо Министерства Финансов РФ от 09.12.2016 № 03-11-06/2/73772.
Административная ответственность за нарушения при расчетах установлена ст. 14.5 КоАП РФ. Для наглядности мы объединили нарушения и санкции в таблицу.
Нарушение |
Административное наказание |
|
Для должностного лица |
Для юридического лица, ИП |
|
Неприменение ККТ (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
от 25% до 50% суммы расчета, осуществленного без ККТ, но не менее 10 000 руб. |
от 75% до 100% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. |
Повторное нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ), если сумма расчетов, осуществленных без ККТ составила 1 млн рублей и более |
Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет |
Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Применение ККТ, не соответствующей требованиям (старой ККТ вместо онлайн-касс) |
Административный штраф в размере от 1500 до 3000 руб. |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
Ненаправление (непередача) кассового чека или БСО покупателю (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ) |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере 2000 руб. |
Предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 руб. |
Помимо угрозы административной ответственности за нарушения, связанные с несвоевременным переходом на онлайн-кассы, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности по п.4 ст. 14.8 КоАП РФ за необеспечение возможности оплаты картой «Мир», о чем мы писали ранее.
На момент написания данной статьи на официальном сайте ФНС размещена информация о том, что предпринимателям, заключившим договор на покупку новой ККТ, но еще не получившим ее, не грозит штраф за неприменение онлайн-касс, так как из 1,2 млн единиц ККТ, которые необходимо заменить, действительно обновлены и зарегистрированы по разным оценкам от 25% до 50%.
То есть предъявление налоговой службе заключенного в установленный срок договора на покупку онлайн-кассы при отсутствии в вашей организации самой онлайн-кассы после 01 июля 2017 года поможет Вам избежать административной ответственности. Однако, есть все основания полагать, что договор, заключенный 29 или 30 июня 2017 года, на взгляд сотрудников налоговой инспекции, основанием, исключающим административную ответственность, являться не будет, поэтому не рекомендуем откладывать обновление ККТ на последние дни июня.
В настоящий момент премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву председателем одной из оппозиционных партий направлено письмо с просьбой разрешить использование ККТ «старого образца» до 1 января 2018 года, однако, положительная реакция на письмо представляется маловероятной ввиду уже вступивших в силу изменений федерального законодательства.
Комментарии
Только , поставщики их не заключают) Т.к. не готовы к конкретике.
маленький нюанс.... что же делать если этих касс , согласно закону , в природе не существует?) ( наличие на 13 месяцев накопителя, вместо того что требуется).