Эти проверки наверняка будут касаться клиник и салонов красоты с медицинской лицензией на вид деятельности «косметология», поскольку пошел второй год со дня утверждения этого документа приказом Минздравсоцразвития №381н.
Как будут проводиться проверки, что именно будут исследовать в организации, какие внутренние документы анализировать?
На этот вопрос отвечает Письмо Росздравнадзора от 26.08.2013 N 16И-993/13 "О направлении практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными служащими Росздравнадзора (вместе с "Практическими рекомендациями о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи государственными гражданскими служащими Росздравнадзора").
Это практические рекомендации для чиновников Росздравнадзора - как проверять салоны красоты и клиники косметологии. Но и для руководителей предприятий индустрии красоты бесценный документ, позволяющий уже сейчас представить, как будут проходить проверки и, что может быть даже более важно - как к ним готовиться.
Особое внимание на положения методических рекомендаций должны обратить те руководители, которые уже нашли в сводном плане плановых проверок прокуратуры свои организации. Для тех, кто не знает, как искать – инструкция от портала 1nep.ru:
Открываем сайт местной прокуратуры.
Находим сводный план проверок на 2014 год.
Забиваем в поисковую строку ИНН предприятия.
В том случае, если находим свое предприятие в плане, уточняем, соблюдение каких законов и каким контролирующим органом будет проверяться.
Исходное требование к организаторам медицинских услуг, в том числе и в косметологии, прописано в статье 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" - медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии со стандартами и порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Стандарты не являются обязательными для учреждений, оказывающих платные услуги. Об этом надо помнить и ссылаться при этом на Постановление Правительства от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг".
Порядок оказания медицинской помощи является обязательным и он включает в себя:
Порядок оказания помощи по косметологии утвержден Приказом Министерства здравоохранения от 18 апреля 2012 года №381н.
Проверка соблюдения порядков оказания помощи по косметологии может и должна проводиться в соответствии с приведенными ниже документами, которые создают три уровня контроля:
Вот эти документы:
Уже создан алгоритм проверки соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи, который и содержится в Практических рекомендациях.
Этими рекомендациями проверяющим вменяется в обязанность:
а) рассматривать документы и материалы, которые характеризуют организацию работы и оказание медицинской помощи в соответствии с требованиями порядков оказания медицинской помощи;
б) рассматривать и анализировать жалобы граждан, связанные с оказанием им медицинской помощи;
в) осуществлять осмотр используемых при осуществлении медицинской деятельности зданий, строений, сооружений, помещений и территорий;
г) давать оценку соблюдению порядков оказания медицинской помощи, в том числе в части:
требований к организации деятельности организаций (их структурных подразделений, врачей), индивидуальных предпринимателей;
стандартов оснащения;
рекомендуемых штатных нормативов;
д) провести экспертизу качества медицинской помощи, оказанной пациенту.
Проверяющие должны будут оценить:
устав медицинской организации;
лицензию на осуществление медицинской деятельности;
утвержденную структуру медицинской организации в соответствии с Порядком;
приказ о назначении руководителя медицинской организации;
должностные инструкции медицинского персонала;
нормативные документы медицинской организации, определяющие порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
приказ по медицинской организации, определяющий порядок создания и деятельности врачебной комиссии и соответствие его содержания требованиям приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 N 502н;
план-график заседаний врачебной комиссии медицинской организации;
журнал заседаний врачебной комиссии медицинской организации;
отчет председателя врачебной комиссии о работе комиссии (ежеквартальный, ежегодный);
документы, отражающие разработку в медицинской организации мер для повышения качества лечебно-диагностической работы и снижения летальности, и их практическую реализацию;
материалы, характеризующие проведенные мероприятия, направленные на повышение квалификации медицинского персонала по вопросам диагностики и лечения больных;
материалы, отражающие проведенные мероприятия по внедрению в практику работы новых эффективных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;
материалы, направленные на повышение качества ведения учетной и отчетной медицинской документации, соблюдение сроков предоставления отчетов о деятельности медицинской организации, сборе данных для регистров, ведение которых предусмотрено законодательством;
Следовательно, проходит осмотр зданий, строений, сооружений, помещений и территории и, при выявлении несоответствия, информация об этом передается в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
запрашивается и изучается оборотная ведомость по основным средствам (перечень оборудования, имеющегося на балансе медицинской организации или находящегося в пользовании на другом законном основании);
проверяется наличие (номер и дата выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о соответствии помещений для эксплуатации оборудования, использующего источники ионизирующего излучения, санитарным правилам и нормам;
проводится проверка в местах размещения данного оборудования во всех структурных подразделениях соответствующего профиля;
для контроля за оборотом медицинских изделий по их наименованию в соответствие с Государственным реестром могут быть запрошены:
- регистрационные удостоверения (с указанием номера и даты выдачи);
- серийный номер и год выпуска;
проверяются документы, характеризующие организацию технического обслуживания медицинского оборудования, в том числе: наличие договора на техническое обслуживание (номер и срок действия договора, наименование обслуживающей организации, номер и дата выдачи ей лицензии, наличие и дата акта технического обслуживания медицинского оборудования); данные о поверке средств измерений медицинского назначения (номер и дата свидетельства, наименование органа метрологического контроля, дата проведения последней поверки).
штатное расписание на текущий год, утвержденное руководителем медицинской организации;
сведения об укомплектованности физическими лицами;
трудовые договоры, должностные инструкции;
документы, характеризующие уровень профессионального образования врачей и среднего медицинского персонала, и его соответствие занимаемым должностям.
Итак, суммируем итоги.
Как ее вести?
По этому поводу портал 1nep.ru давал рекомендации в следующих статьях:
На вопросы по штатным нормативам, полномочиям персонала и должностным инструкциям мы ответим на V бизнес-лаборатории «Риски эстетической медицины»