Мы подробно разберем квалификационные требования к врачам-косметологам, а также специалистам со средним медицинским образованием. На примере косметологии будет дана характеристика различных ступеней медицинского образования в РФ. На основании анализа многочисленных актов Минздрава РФ и Минобрнауки РФ, а также судебной практики будут сделаны выводы об особенностях образовательного процесса и деталях, на которые следует обратить внимание при заключении договора с образовательной организацией.
В российской федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
Через призму образования медицинского данная система будет выглядеть следующим образом:
Для наглядности разберем приведенную схему пошагово на примере среднего и высшего медицинского образования, необходимого для работы в сфере косметологии и эстетической медицины.
К среднему медицинскому персоналу в косметологии относится медицинская сестра по косметологии (должность содержится в Номенклатуре должностей, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 №1183н).
Соответственно, существует и отдельная специальность «Сестринское дело в косметологии», квалификационные требования по которой установлены Приказом Минздрава РФ от 10.02.2016 №83н; представим их следующим образом:
Уровень профессионального образования | Среднее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" |
Дополнительное профессиональное образование | Профессиональная переподготовка по специальности "Сестринское дело в косметологии" при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности | |
Должности | Медицинская сестра по косметологии, старшая медицинская сестра |
Федеральный образовательный стандарт по специальности «Сестринское дело» предусматривает 2 вида подготовки: базовую и углубленную. Они различаются по срокам обучения, а также по видам деятельности, к которым будет допущен успешно освоивший программу работник. Разница в видах деятельности заключается, по большому счету, в возможности прошедшего углубленную подготовку лица, в отличие от лица, получившего подготовку базовую, заниматься организационной и исследовательской сестринской деятельностью.
На срок получения среднего медицинского образования влияет, помимо вида подготовки, также уже имеющееся образование и форма обучения. На базе среднего общего образования («успешное окончание общеобразовательной школы») получение среднего медицинского займет 2 года 10 месяцев по базовой программе, и 3 года 10 месяцев по углубленной. Если имеется основное общее образование («9 классов общеобразовательной школы»), то получение среднего медицинского по базовой программе займет 3 года 10 месяцев, по углубленной – 4 года 10 месяцев. Очно-заочная форма обучения (она же в просторечии именуется «вечерней») увеличит срок получения среднего медицинского образования при имеющемся среднем общем не более чем на 1 год, а при имеющемся основном общем не более чем на 1,5 года.
С недавнего времени, «Сестринское дело» существует на уровне не только среднего профессионального образования, но также и высшего (уровень бакалавриата). Соответствующий образовательный стандарт утвержден Приказом Минобрнауки от 03.09.2015 №964. Срок образования составляет 4 года. По окончании выпускник имеет право, помимо прочего, заниматься организационно-управленческой (организация деятельности сестринских служб разных уровней), педагогической и исследовательской деятельностью.
Обращаем внимание, что наличие высшего медицинского образования автоматически не приравнивает статус среднего медицинского персонала к статусу врача.
Даже при наличии высшего образования по специальности «Сестринское дело», медицинская сестра продолжает относиться к категории среднего медицинского персонала, она не становится врачом.
Медицинская сестра в косметологии при наличии диплома бакалавра по сестринскому делу не становится врачом-косметологом, не приобретает права назначать и проводить медицинские процедуры, оценивать жалобы пациента и т.д. Подробнее о деятельности врача-косметолога – см. п. 5,6 Приказа №381.
В связи с частыми вопросами остановимся подробнее на соотношении среднего медицинского образования и образования, необходимого для оказания бытовых услуг.
Медицинская сестра по косметологии – должность, подразумевающая обязательное наличие среднего медицинского образования, что очевидно.
Однако, для проведения процедур по своему характеру бытовых, к которым относятся: татуаж, маникюр, педикюр и т.д., для работы косметиком, эстетистом, косметиком-эстетистом – медицинское образование не требуется, так как указанные специалисты оказывают бытовые косметические услуги.
Для работы специалистом по предоставлению бытовых косметических услуг, а именно: косметиком, эстетистом, косметиком-эстетистом, техником-эстетистом или специалистом в области прикладной эстетики – требуется среднее профессиональное образование, но не среднее медицинское.
В качестве завершения темы среднего медицинского образования сообщим (или напомним тем, кто в курсе), что на ряд должностей среднего медицинского персонала, исчерпывающий перечень которых установлен Приказом Минздрава РФ от 27.06.2016 № 419н могут быть назначены лица, не в полной мере освоившие программу высшего образования (освоившие в объеме 3 курса и более). В данный список не входит медицинская сестра в косметологии, но входит просто медицинская сестра, медицинская сестра процедурной и т.д.
Так что если Вы не осилили программу высшего медицинского образования, то вы можете работать на отдельных должностях среднего медицинского персонала (право закреплено п.5 ст. 69 ФЗ №323-ФЗ).
Однако, из сказанного не должен следовать вывод, что имея 3 курса образования, например, по профилю «Стоматология», Вы можете устроиться медсестрой, а затем переквалифицироваться в медицинскую сестру по косметологии, не имея диплома по сестринскому делу, акушерскому делу или лечебному делу. Необходимо понимать, что допуск «недоучившихся» к практике это – исключение, направленное на решение некоторых кадровых вопросов, но никак не способ обойти квалификационные требования к медицинскому персоналу.
По продолжительности и степени сложности образовательного процесса получение медицинского образования, безусловно, превосходит получение высшего образования по любой другой специальности. Система из нескольких ступеней, каждая из которых занимает по несколько лет, в идеале должна быть направлена на взращивание высококвалифицированных медицинских кадров. К сожалению, некоторые решения, предпринимаемые властными органами в связи с международно-правовыми обязательствами, скорее «калечат» систему высшего образования в России, в целом2, и медицинского в частности. Надеяться, что реформы обойдут медицинское образование, не приходится. Однако, давайте рассмотрим ту образовательную систему, которая пока сохраняется.
По аналогии с описанием среднего медицинского образования мы разберем высшее медицинское образование на примере врача-косметолога.
Требования к врачам-косметологам установлены Приказом Минздрава РФ от 08.10.2015 №707н, представим их в виде таблицы:
Уровень профессионального образования | Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия" |
Подготовка в ординатуре по специальности "Косметология" | |
Дополнительное профессиональное образование | Профессиональная переподготовка по специальности "Косметология" при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности "Дерматовенерология" |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности | |
Должности | Врач-косметолог; заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-косметолог |
Как мы видим, четко установлен уровень высшего образования: специалитет. То есть деление на бакалавриат и магистратуру до специальностей, установленных Приказом №707, пока, к счастью, не дошло.
Перед тем как перейти к анализу непосредственно требований к врачам-косметологам, ненадолго остановимся на такой ступени послевузовского образования как интернатура. Тем более, что скоро эта ступень канет в лету, уступив место многолетней ординатуре.
Обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников. Продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год.
Однако с 1 сентября 2017 года интернатура будет упразднена. Прием на программы интернатуры был прекращен 1 сентября 2016 года. По мнению чиновников, прилагающих все усилия к сокращению расходов бюджета на социальный сектор, отмена интернатуры сократит срок подготовки врачей и позволит направить кадры в амбулаторно-поликлинические учреждения. Через несколько лет уже можно будет судить о том, к чему привел отказ от преддипломной стажировки студентов-медиков: к увеличению количества врачей в поликлиниках или же к понижению качества оказываемой медицинской помощи?
По замыслу законодателя, отсутствие интернатуры должно быть компенсировано за счет ординатуры, о которой и пойдет речь далее.
Ординатура как ступень высшего образования направлена на подготовку кадров высшей квалификации (аналогом ординатуры в системе высшего «немедицинского образования» может служить аспирантура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего образования (специалитет или магистратура). К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование (Приказ Минобрнауки РФ от 19.11.2013 №1258).
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (уровень подготовка кадров высшей квалификации) по специальности «Косметология» предусматривает прохождение обучения в очной форме в течение 2 лет. Заочная или очно-заочная форма ординатуры не предусмотрена. Программа ординатуры по косметологии подразделяется на 3 блока: дисциплины (базовая и вариативная часть), практики (базовая и вариативная часть), государственная итоговая аттестация. При подготовке учащиеся участвуют в оказании медицинской помощи по профилю «Косметология» при согласии пациентов и при соблюдении требований врачебной этики (порядок такого участия установлен Приказом Минздрава РФ от 22.08.2013 № 585н).Базовая часть программы ординатуры устанавливается стандартом, а вариативную организация определяет самостоятельно в пределах, установленных стандартом.
Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры установлен Приказом Минздрава РФ от 06.09.2013 № 633н.
Дополнительные профессиональные программы для медицинских и фармацевтических работников предусмотрены пп. 3 п. 1 ст. 82 Федерального закона РФ «Об образовании». Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.
Дополнительное профессиональное образование может быть получено:
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации установлены в требованиях и к среднему медицинскому персоналу, и к врачам-специалистам. В чем разница между этими понятиями? В соответствии с п. 4,5 ст. 76 ФЗ «Об образовании» программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а программа профессиональной переподготовки, в свою очередь, направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Различаются формы документов, свидетельствующих об успешном прохождении дополнительной профессиональной программы. Для лиц, освоивших программы дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации, таким документов является свидетельство о повышении квалификации и сертификат специалиста3, а для освоивших программы дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки - диплом о профессиональной переподготовке и сертификат специалиста (Письмо Минздрава РФ от 26.12.2012 №16-2/10/2-5713).
Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и договором об образовании. При этом минимально допустимый общий срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов (Приказ Минобрнауки от 01.07.2013 №499). Особенности получения дополнительного профессионального образования медицинскими работниками установлены Приказом Минздрава РФ от 03.08.2012 №66н, а для специалистов со средним медицинским образованием - также положениями Приказа Минздрава РФ от 05.06.1998 №186.
Обучение по программам дополнительного профессионального образования работников, имеющих среднее и/или высшее медицинское образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, установленным Единым квалификационным справочником должностей работников в сфере здравоохранения, действующем наряду с Приказом №707н, но имеющих непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской или фармацевтической специальности более 5 лет, организуется:
Рекомендуем Вам при заключении договора с образовательной организацией обращать внимание не только на наличие у нее лицензии, но и на соответствие сроков обучения, установленных соглашением, срокам, установленным Минздравом РФ, а также срокам, установленным образовательным Стандартом, описанным ниже. Как показывает судебная практика (см., например, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 №05-АП-3518/2012) суды не довольствуются самим фактом представления документов об образовании. В указанном деле суд обратил внимание на недостаточное количество часов подготовки, из чего сделал вывод о непрохождении профессиональной переподготовки и привлек к ответственности на основании ст. 14.1 КоАП РФ.
Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
По специальности «Косметология» такая программа была распространена Письмом Минздрава РФ от 19.08.2010. Целью профессиональной переподготовки (ПП) является овладение знаниями, умениями и практическими навыками, необходимыми врачу-дерматовенерологу для выполнения нового вида профессиональной деятельности по специальности "Косметология". На циклы ПП принимаются специалисты с высшим медицинским образованием по специальностям: 040100 "Лечебное дело". 040200 "Педиатрия", и основную специальность - дерматовенерология. Продолжительность цикла ПП - 4 месяца, 576 часов.
Врачи-косметологи, имеющие пятилетний перерыв в работе по специальности, допускаются к сертификационному экзамену после прохождения обучения по программе профессиональной переподготовки продолжительностью 4 месяца (576 часов).
Стандарт предусматривает общее усовершенствование и тематическое усовершенствование как мероприятия, направленные, соответственно, на всеобъемлющее повышение квалификации, углубление и расширение знаний и навыков, и на освоение теории и практики по какому-либо конкретному вопросу/теме. Продолжительность цикла общего усовершенствования составляет 144 часа, тематического усовершенствования 72 часа, 144 часа или же 288 часов в зависимости от тематического цикла дополнительного образования.
К сожалению, Минздрав РФ не утвердил и не распространил типовых программ профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело в косметологии».
При прохождении профессиональной переподготовки специалистам со средним медицинским образованием необходимо внимательно изучать документы, предоставленные им образовательной организацией. В свою очередь, портал 1nep.ru будет внимательно следить за появлением новых актов Минздрава РФ в сфере медицинского образования.
1 Во избежание путаницы разъясняем: все три перечисленные ступени – бакалавриат, специалитет, магистратура – представляют собой оконченное высшее образование разного уровня, ступени перечислены от низшей к высшей. По окончании каждой выдается диплом о высшем образовании отдельной ступени. К счастью, медицинское образование пока в большинстве своем представляет специалитет, однако уже появляется деление на бакалавриат и магистратуру, и есть все основания полагать, что в дальнейшем «в ущерб» специалитету повсеместно будет вводиться система, предполагающая разделение на бакалавриат и магистратуру.
2 Речь идет о переходе к т.н. «Болонской системе» в сфере высшего образования.
3 На смену сертификату постепенно придет свидетельство об аккредитации, что не изменит существо указанной нормы.
Комментарии