Ботулотоксин применялся для исправления неврологических и нервно-мышечных расстройств, например, кривошеи, тонического блефароспазма и косоглазия. Традиционные методы его использования заключались в инъекционном введении. Однако это весьма болезненно и дорого. Сейчас на рынке появляются новые составы на основе ботулотоксина, которые не уступают традиционным в биологической активности, но при этом могут применяться наружно. Безусловно, с этим связаны некоторые риски, но в скором времени на рынке ожидается появление усовершенствованных и стандартизированных средств на основе ботулотоксина.
Ботулотоксин производится бактерией палочки ботулизма. Это один из самых токсичных белков, вызывающий смерть через мышечный паралич. Как яд он содержится в испорченной пище. Есть несколько типов серологически различных, но структурно похожих типов ботулотоксина: А, В, С, D, E, F и G. Каждый из них устойчив к воздействию различных физических и химических агентов. Рассмотрим ботулотоксин-А, именно он получил наиболее широкое распространение в косметической отрасли.
В начале19 века Юстин Кернер (Justinus Kerner) впервые упомянул о потенциале ботулотоксина (БТ) в лечении расстройств, вызванных гиперактивностью. Реальный же способ применения БТ был предложен только в конце 60-х годов прошлого века. Эдвард Шанц (Edward J. Schantz) на базе опытов над животными разработал стабильные составы и правила безопасности для терапевтического применения ботулотоксина. И только в 1997 году впервые для лечения детского косоглазия была произведена инъекция в гиперактивную мышцу. После нескольких подобных успешных процедур местные инъекции ботулотоксина стали применять при различных показаниях, связанных с излишними сокращениями мышц.
Морщины на лице появляются из-за внутренних и внешних факторов, таких, как солнечное излучение, уменьшение эластичности тканей, атрофия кожи и излишняя мышечная активность. В результате частого повторяющегося сокращения мышц появляются мимические морщины, оставляющие на лице характерное выражение. Это служит причиной стресса, ибо морщины могут восприниматься, как признак злости, страха, утомления, грусти, или старения. Чтобы избавиться от этой проблемы, многие обращаются к эстетической медицине.
В 1987 году при лечении блефароспазма было обнаружено, что ботулотоксин-А (БТА) способен разглаживать морщины на лбу и вокруг глаз. После этого начались лабораторные исследования возможностей использования БТ в косметических целях.
БТА блокирует нервные импульсы, которые провоцируют излишние сокращения мышц. Морщинки на лице, вызванные сокращением мышечной ткани лица, можно устранить с помощью небольших инъекций токсина. Лучше всего такая терапия сказывается на глубоких морщинах на лбу и мелких морщинках в уголках глаз. Безопасность и эффективность ботулотоксина-А доказана в ходе многочисленных исследований.
Для терапии морщин в любой стадии (от легких до глубоких) у пациентов до 65 лет Управлением по контролю за продуктами и лекарствами (США) в 2002 году одобрен препарат Ботокс, а в 2009 – Диспорт.
В России в настоящее время для коррекции мимических морщин разрешено применение четырех ботулоксинов – Ботокс, Диспорт, Лантокс и Ксеомин.
БТА – сложная смесь, содержащая нейротоксин ботулина в сочетании с нетоксичными белками. Нейротоксин ботулина – это соединенные единственной дисульфидной связью легкая и тяжелая цепочки молекул. Нейромедиатор – ацетилхолин (АХ) – высвобождается транспортной белковой цепочкой.
Механизм действия БТА состоит из двух фаз: в первой блокируется нервно-мышечная связь, во второй она восстанавливается. Фаза 1 тоже делится на три этапа: связывание, усваивание и блокировка.
Во время связывания тяжелая цепочка молекул БТА прикрепляется к клеточным мембранам двигательного нерва. Наличие связующих молекул обеспечивает полное поглощение БТА мышцей, что объясняет его избирательное направленное действие.
Усваивание нейротоксина происходит, когда белковые молекулы проникают через мембраны клеток двигательного нерва и далее в их цитоплазму. Здесь активируется легкая цепочка состава БТА.
Во второй фазе действия БТА нервно-мышечные связи восстанавливаются, поэтому эффект токсина временный. Нервная деятельность возвращается на прежний уровень активности через несколько месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Во время фазы 2 появляются новые нервные отростки, восстанавливающие способность основного нерва вызывать мышечные сокращения.
БТА отлично растворяется в мышцах после инъекции и поэтому легко вызывает мышечную слабость или временный паралич. Немаловажно, что ботулотоксин-А не смертелен для двигательных нейронов, но существует закономерность: чем больше доза, тем длиннее восстановительный период.
Вторичный остеопороз – возможное обратимое последствие мышечного паралича. В ходе научных экспериментов единственная доза Ботокса была введена мышам в область мускулатуры коленного сустава с целью вызвать паралич конечности на 3-4 недели. Мыши продолжали использовать поврежденные лапки для удержания равновесия, т.е. давление массы тела на кость оставалось прежним. Через 21 день масса обработанной Ботоксом мышцы значительно уменьшилась, кроме того, были очевидны признаки остеопороза. Спустя 12 недель после инъекции разница между лапками все еще была очевидной, а это значит, что остеопороз обратим лишь частично.
Исследование среди потребителей показало, что большинство из них предпочли бы игле менее инвазийный способ, равный по эффективности инъекциям Ботокса. Только в США потенциальными потребителями процедур БТА являются 11 миллионов человек, но прибегали к ним менее 10%. Изобретение нового альтернативного средства значительно бы расширило границы рынка. Возможным безопасным средством направленного действия может стать ботулотоксин-А для наружного применения.
Целевой рынок может быть поделен на три сегмента: те, кто уже прибегал к инъекциям БТА, но предпочли бы более дешевое и безболезненное средство, те, кто пока не прибегал к инъекциям по причине их дороговизны и/или болезненности, и те, кто проходит курс инъекций, но предпочел бы более комфортный способ поддержания их эффективности.
Исследования доказывают, что психологические портреты тех, кто прошел через инъекции БТА, и тех, кто выбрал неинвазийные способы, значительно отличаются. Процедуры с использованием ботулотоксина-А ассоциируются с высоким уровнем беспокойства и психологическими расстройствами (например, отвращением или фобиями, связанными с иглами и их применением). Подобные проблемы могут встать особенно остро для тех, у кого имеется патологический страх перед «смертельными токсинами». Кроме того, не исключено беспокойство пациентов по поводу эффекта процедур и связанных с ним изменений во внешности. И хотя о них может быть известно заранее, те, для кого выражение лица имеет принципиальное значение (например, актеры, политики, профессиональные продавцы), могут оказаться психологически неготовыми к разительным переменам. Как оказалось, люди готовы смириться с психологическим стрессом ради того, чтобы вернуть молодость и красоту. Удовлетворенность пациентов подобными процедурами растет прямо пропорционально их эффективности против признаков старения. Однако методы достижения этой эффективности не всегда адекватно воспринимаются. Именно для таких пациентов и предназначены средства с БТА для наружного применения, которые дают тот же результат но с меньшим психологическим дискомфортом.
На самом деле введение инъекций в некоторых местах значительно затруднено, например, в области шеи, горла, рук, вокруг рта и глаз. Кроме того, у них есть ряд недостатков, таких, как простудные симптомы, головные боли, покраснения в местах введения препарата, респираторные заболевания и мышечная слабость.
Препараты БТА наружного применения решают множество проблем, связанных с инъекционным введением. Они могут стать эффективной альтернативой для тех, кто жаждет изменений в своей внешности, но не хочет испытывать негативных эмоций от иголок. Составы наружных средств вызывают только легкое онемение, поэтому они гораздо безопасней для тех мест, где мышцы особенно чувствительны к ботулотоксину. Основная причина разработки подобных продуктов в избегании многочисленных травмирующих инъекций, а также передозировок, которые могут привести к нескольким месяцам паралича обработанной области. Более того, наружные средства намного удобней в применении. Одна из концепций предполагает самостоятельное нанесение в домашних условиях. Первая процедура должна проводиться в клинических условиях под наблюдением специалиста, последующие аппликации пациент проводит самостоятельно согласно четким инструкциям. Такой вариант снимает необходимость многократного посещения врача, что значительно удешевляет весь курс терапии. Однако домашнее применение может оказаться опасным. Свободная продажа БТА приведет к его неправильному нанесению, применению без показаний, в местах, где это неприемлемо.
Transdermal Corp. проводила тестирование крема с ботулотоксином на мышах, чтобы доказать, что он имеет одинаковый потенциал с инъекционно введенным токсином. В результате было выявлено, что крем вызывает такой же клинический эффект, более того, токсин в его составе имеет абсолютно стабильное состояние и не распадается при комнатной температуре. Последующие анализы крови не выявили в ней никаких следов БТА.
В следующем исследовании тестировалась эффективность крема с БТА против морщин на лице. В нем принимали участие только те, кто никогда не пробовал терапию на основе ботулотоксина. В течение 4-7 недель пациенты использовали крем, а потом еще в течение 12 месяцев находились под наблюдением специалистов. Уже после первых двух недель применения многие отмечали значительные улучшения в своем внешнем виде, уменьшение морщин, исчезновение темных кругов под глазами и гиперпигментации. После четырех недель применения 85% пациентов отмечали сокращение морщин на 75%. Побочные эффекты наблюдались у 63,6% подопытных в виде непроизвольных мышечных сокращений (29,9%) и эритема в местах нанесения препарата (23,4%). У некоторых возникло раздражение глаз. Никаких аномалий, связанных с черепным нервом, выявлено не было.
Также наружные средства с ботулотоксином тестировались на страдающих от гипергидроза. Это серьезная проблема, беспокоящая почти 3% населения Земли, только в США таких людей около 7,5 миллионов. Современные способы лечения предполагают около 40 инъекций в область подмышек, не говоря уже о крайне неприятных уколах в ладони и ступни. Обычно из-за повышенной чувствительности этих зон при проведении процедур используются наружные анестетики и нервные блокираторы. Кроме того, инъекции в ступни и ладони нарушают их двигательные функции, что становится большим неудобством в повседневной жизни. В другом исследовании компании Transdermal Corp. пациенты, страдающие от гипергидроза, в течение 4-7 недель использовали наружный крем с ботулотокисном. После трех нанесений было отмечено значительное сокращение потоотделения. На ладонях и ступнях потливость уменьшилась на 80-90% после 5 применений крема. Это результат сохранился и спустя 16 недель после терапии. Исследование подтвердило, что ботулотоксин воздействует на железы внешней секреции, расположенные в средних слоях эпидермиса. Среди побочных эффектов были отмечены покалывание, покраснения, излишняя сухость кожи.
Также хочется отметить, что в настоящее время существуют аналоги БТА, позволяющие достигать частичного эффекта применения ботулотоксина – например, технологии, основанные на действии пептидов. Например, компания Lipotec вывела на рынок пептид Argireline (ацетил-гексапептид-3), который обеспечивает расслабление мимических мышц. Однако, пептиды лишь частично мешает прохождению импульса, не парализуя мышцу полностью.
Также известны и другие синтетические пептиды, которые могут быть использованы в косметических рецептурах с целью снижения мимической активности: NEW SNAP-8 (ацетил октапептид-3) – пептид, состоящий из восьми аминокислот; уменьшает выраженность морщин посредством дестабилизации длинной цепи белка, ответственного за мышечные сокращения. Механизм нарушения передачи импульсов к рецепторам мимической мускулатуры схож с действием Аргирелина. NEW SYN®-AKE (дипептид диаминобутирол бензиламида диацетат) – пептидный комплекс, имитирующий действие нейромышечного блокатора яда гадюки Храмовой куфии (Tropidolaemus Wagleri). Последовательность аминокислот этого пептида блокирует ацетилхолиновые рецепторы мимических мышц, таким образом, предотвращая мышечные сокращения
Источник: www.ncbi.nlm.nih.gov
Комментарии