Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte

Итоги-2014

16.12.2014
2412
7 мин на прочтение
Москвичева Елена Васильевна
По традиции эксперты портала 1nep.ru подводят итоги уходящего года. Назвать его спокойным нельзя, но большая часть событий оказалась достаточно предсказуемой.<br />
<br />

Главное событие года - официальной, легальной косметологии в России исполнилось пять лет! И это важно - продержаться на плаву, утвердить правила работы, сформировать корпус профессионалов, завоевать уважение пациентов, заявить о себе, как о медицинской специальности.

Портал 1nep.ru также родился пять лет назад и шаг за шагом освещал жизнь легальной косметологии в России! Но вернемся к другим событиям года и начнем в хронологическом порядке.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Он обязателен к исполнению, однако те работодатели, которые ранее провели аттестацию рабочих мест на предприятии, могут не начинать процедуры оценки, пока у них есть действующие паспорта рабочих мест (их выдают на пять лет).

Всем остальным надо поторопиться, потому что правительство держит курс на "навязывание" бизнесу социальной ответственности - медосмотры, более похожие на диспансеризацию взрослого населения, обязательные ежегодные планы по улучшению условий труда, комиссии по охране труда...

Меняются и правила проверки. Начнем с того, что Росздравнадзор за год в полтора раза увеличил число проверок (а в следующем году обещает увеличить в два, вот бы ВВП так рос!), кроме того, выросло количество внеплановых проверок, инициированных гражданами, на это надо обратить особое внимание, поскольку качество медицинской услуги становится ведущим фактором безопасности бизнеса.

Росздравнадзору в 2014 году были даны полномочия самостоятельно рассматривать административные дела по нарушениям в сфере здравоохранения, и ведомство выпустило рекомендации по порядку контроля за медицинскими организациями. Этот документ предусмотрел:

  • виды проверок и сроки их проведения,
  • права должностных лиц Росздравнадзора,
  • порядок оформления результатов проверки.

В 2014 году вступили в силу несколько ГОСТов, непосредственно имеющих отношение к индустрии красоты и здоровья:

ГОСТ Р 32117-2013 "Продукция парфюмерно-косметическая. Информация для потребителя. Общие требования" содержит перечень обязательных знаков на первичной и вторичной упаковке, способы донесения необходимой информации до потребителя, словарь необходимых понятий и терминов.

ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения" установил термины и определения основных понятий в области торговли, в том числе, таких важных для индустрии красоты, как салон-бутик, ценник, оптовый и розничный покупатель.

ГОСТ 55700-2013 "Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования" описал татуаж как услугу бытовую, но не разрешил основных противоречий, связанных с организацией - квалификация специалиста, подтверждение соответствия пигментов и приборов.

В ОКУН вернулись бытовые косметические услуги, однако сам классификатор будет действовать только до 1 января 2016 года, поэтому пока трудно предсказать, что будет дальше с косметическими кабинетами в салонах красоты без медицинской лицензии.

Произошли изменения и в санитарных правилах. Так, салонам красоты без медицинской лицензии и парикмахерским теперь можно самим определять состав площадей. Появился шанс переформатировать заведение: сократив парикмахерские залы, открыть три кабинета косметологии. Вспомним, что большая часть салонов красоты, если получала ранее лицензию на вид деятельности "косметология", представляла в лицензионный отдел санэпидзаключение на один или два кабинета. Теперь их явно недостаточно, потому что Порядок оказания помощи требует как минимум три. Вот поправки в СанПиН для парикмахерских и дают такую возможность - выделить дополнительные квадратные метры.

Зато поправки в СанПиН 2.1.2.3150-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы бань и саун" ставят под удар все спа-салоны в жилых домах, потому что в них прописан запрет на размещение бань и саун в зданиях, предназначенных для жилья. И уже есть примеры, когда салонам пришлось демонтировать бани.

За 2014 год в Кодекс об административных правонарушениях вошло несколько новых статей, которые регулируют действия, связанные с индустрией красоты, в том числе:

  • За нарушение правил в сфере обращения медицинских изделий штраф может быть наложен от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
  • За нарушение законодательства об обращении лекарственных средств - штраф от двадцати до двухсот тысяч.

Подробнее об отношениях КоАП и косметологии в 2014 году можно прочесть здесь.

На фоне административных перемен, которые не просто зримы, но и могут определяться в конкретных денежных суммах штрафов, менее видимыми кажутся изменения в направлениях развития рынка косметологии. Однако они есть.

Продолжается смена владельцев популярных косметологических марок - если в 2013 году некоторые филлеры поменяли хозяев, в этом - самый известный препарат ботулотоксина оказался в руках другого производителя. Пока "Аллерган" противостоял враждебному поглощению, впервые возникли опасения, что теперь меньше денег будет тратиться на исследования и контроль качества продукции. Потом, когда все-таки сделка, хоть и при других условиях, состоялась, разговоры утихли, но значит ли это, что научные разработки будут продолжаться в прежних масштабах?

По данным журнала Vademecum, в первой половине 2014 года компания Valeant купила известную в России Solta Medical - производителя косметологических лазеров. И если ранее мы называли ключевых игроков рынка аппаратной косметологии: Solta Medical Inc., Syneron Medical Ltd., Cynosure Inc., Cuttera Inc., Lumenis Ltd., Alma Lasers Ltd, то теперь, похоже, их станет меньше, а часть активов уходит из Америки и Израиля в Китай и Канаду.

Нитевой лифтинг пережил свои звездные часы. Рынок успокоился, популярность процедуры если не спадает, то уже и не растет, и, похоже, больше никто из компаний не стремится вкладывать деньги в регистрацию и продвижение своего продукта, оттесняя уже применяемые в стране зарегистрированные нити.

Постепенно растет интерес к китайским фармацевтическим продуктам для индустрии красоты. Поднебесная словно заранее была готова к кризису и падению рубля в России - многие препараты, создаваемые в Китае, уже получили все необходимые разрешительные документы для обращения в России, и теперь на фоне роста цен на филлеры, ботулотоксины, и т.д. мы увидим, что представители китайских брендов смогут предложить клиникам косметологии благоприятные условия для сотрудничества.

Что касается рынка пластической хирургии, то прошедший год не дал сенсаций (если не считать громких судебных дел!), однако именно в 2014 клиникам пластической хирургии приходилось делать немалые усилия, чтобы удержаться в правовом поле: пошли проверки на соответствие оказания услуг по приказу Минздрава от 30.10.2012 N 555н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия". А это означает - наличие в медицинской организации круглосуточно функционирующего отделения анестезиологии и реанимации. То есть тем клиникам, которые свои квадратные метры в центре Москвы и других городов тратили на мраморный ресепшн и греческие колонны, вкладывали деньги в рекламу вместо анестезиологического оборудования, придется менять свои стратегии: от гламура к медицине в строгом понимании этого слова.

И еще пару слов о рекламе медицинских услуг. Она все-таки вернулась в уходящем году!

Вот то, что произошло.

Однако есть события, которые должны были произойти, но не произошли:

Не был принят, хотя и активно обсуждался в Госдуме, закон об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами.

Похоже, международные страховые организации, которые активно лоббировали этот проект, решили подождать, когда Россия определится, могут ли иностранные компании оказывать на ее территории страховые услуги.

Так и не появился давно ожидаемый закон «О биомедицинских клеточных технологиях», хотя сами технологии уже присутствуют в практике врачей. Активным двигателем этого закона является сама госпожа Скворцова - министр здравоохранения, однако до сих пор понятия и правила в этой отрасли размыты, неотчетливы и все, что связано со стволовыми клетками и уже с азартом применяется в косметологии, слегка отдает непрофессионализмом.

Не произошло и прорыва в электронной медицине: проект с федеральным ресурсом электронных карт медленно затухает, на одном из совещаний в Министерстве здравоохранения было сказано, что нет провайдера, который был бы готов обеспечить бесперебойную работу ресурса, обрабатывающего 150 миллионов медицинских карт. В такое объяснение можно поверить...

И, конечно же, все читающие эту статью ждут, когда мы будем говорить о повышении цен на продукцию и услуги. Не будем! В этом году большинство компаний, продающих косметологические препараты и аппараты, косметические средства, живет старыми запасами и сообщает, что повышение грядет в ближайшем будущем. Через две недели мы подготовим материал о том, что нас ждет в 2015 году. Вот там и про повышение цен напишем, и про стратегии развития.

И от себя лично: знаете, иногда печатаешь слова и думаешь - пусть лучше я буду плохим аналитиком и все, о чем говорю, не сбудется. И сейчас как раз такое время и такое самоощущение.

Теги:

Комментарии

(0) комментариев
Войти чтобы оставить комментарий