Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte
Дудник Александр Павлович
Дудник Александр Павлович
Пластический хирург
Челюстно-лицевой хирург
Все материалы автора
Коротко о главном

Психологические ловушки для врача и пациента

01.06.2015
250
За свою продолжительную практику я неоднократно сталкивался с тем, что современные пациенты, порой, бывают более осведомлены о той или иной процедуре эстетической медицины или косметологии, чем специалист, имеющий высшее медицинское образование и работающий в индустрии красоты.

Например, меня очень удивляет, когда врачи-косметологи рассказывают о неококоллагенезе, который якобы происходит после установки мезонитей. Пациенты же, напротив, перерыв гору информации в интернете или же по собственному опыту, знают, что это неправда. Впрочем, есть и те врачи, которые, осознавая отсутствие эффекта от мезонитей, продолжают их ставить, потому что об этом просят пациенты.

Стоит отметить, что некоторые пациенты действительно до сих пор охотно делают процедуры установки мезонитей и довольны результатом. Впрочем, результат здесь скорее не эстетический, а психологический, сродни тому, что человек испытывает при покупке нового авто. Потратив существенную сумму на эстетическую процедуру, не многие пациенты будут готовы признать, что ее результаты оставляют желать лучшего. Безусловно, в случае незначительных возрастных изменений или тусклости кожи пациентки после установки мезонитей могут рассчитывать на улучшение состояния кожи, но происходит оно исключительно за счет травматических повреждений и последующей регенерации. Пациентки же с выраженными возрастными изменениями кожи лица и птозом будут разочарованы.

С этой точки зрения, эстетическая медицина очень сильно взаимосвязана с психологией. Врач должен отчетливо понимать, что хочет пациент, и принять для себя решение – выполнить процедуру, о которой просит пациент, или сделать процедуру по показаниям и достигнуть хорошего эстетического результата.

Почему мезонити так популярны? Ответ прост: маркетологи и пиарщики компаний-производителей выполнили отличную работу. В интернете можно найти много псевдонаучных работ, подтверждающих эффективность мезонитей, на научных конференциях врачи без устали рассказывают коллегам об их преимуществах, однако, к сожалению, все это не более, чем грамотно спланированная и блестяще воплощенная в жизнь рекламная кампания. Пациентов привлекает результат от установки мезонитей, который демонстрируют отретушированные фотографии знаменитостей, и они просят своего косметолога о такой же процедуре. Многие врачи, даже среди тех, кто понимает, что эффективность мезонитей практически равна нулю, устанавливают их по просьбе пациентов. Это психологическая ловушка, как для врача, так и для пациента.



Так должен ли врач следовать исключительно просьбам пациента или все же подходить к имеющейся эстетической проблеме с другой стороны и выполнять процедуры только по показаниям?

Например, сегодня все еще существуют врачи, которые в качестве альтернативы липосакции рекомендуют своим пациентам LPG массаж. Хотя даже дистрибьюторы этого оборудования много лет назад отказались от подобных формулировок. Также некоторые массажисты обещают невиданные результаты похудения от обычного мануального массажа, хотя максимум, что они могут сделать, - это способствовать выведению лишней воды. Впрочем, большинство их пациентов, не увидев результата через 2-3 процедуры, отказываются от предложенного «специалистом» курса. Однако находятся и те, кто, несмотря на отсутствие результата, не только проходят курс до конца, но и повторяют его, спустя некоторое время.

Собирая анамнез пациентов, которые более 10 лет безуспешно пытаются бороться с лишним весом, в том числе и с помощью откровенно бесполезной методики золотой иглы, я убеждаюсь в том, что часто пациенты верят в полученный результат, даже если его вообще нет, или хуже того – он отрицательный. Это и есть та самая психологическая ловушка: эффекта от процедуры нет, но пациент продолжает в него верить.

По своему опыту могу сказать, что многие неинвазивные процедуры эстетической медицины малоэффективны или неэффективны вовсе и не позволяют пациенту достичь того результата, который тот захотел и смог бы удержать.

Впрочем, многое зависит и от настроя пациента. Если он готов бороться со своей проблемой всерьез, он будет это делать. Если нет, то, к сожалению, тут бессильны и хирургические методики. Известны случаи, когда пациент после лазерной липосакции через полгода возвращается в клинику с жировыми отложениями уже в новых местах. Это говорит о том, что пациент сам халатно относится к результатам пластики. Впрочем, такие пациенты - находка для врачей, которые не думают ни о чем, кроме заработка.

Так где же та золотая середина, которая позволяет врачу не раскручивать пациента на бесполезные или ненужные ему процедуры и операции и в то же время получать доход? Хочу сказать, что ответ на этот вопрос приходится искать при работе с каждым конкретным пациентом. Например, липосакцию у меня делают даже очень худые на вид пациенты. Однако особенности строения их тела предполагают наличие нескольких жировых ловушек, которые мы как раз и удаляем. Однако если ко мне придет пациентка и попросит с помощью липосакции сократить толщину жировой складки с 1см до 1мм, я буду вынужден отказать ей, поскольку ее ожидания не соответствуют тому результату, которого можно добиться при помощи этой процедуры.

По моему опыту, порядка 70% пациентов, которые обращаются в клинику пластической хирургии для удаления локальных жировых отложений, уже имели некий опыт борьбы с ними косметологическими методиками. Из них лишь 5% говорят о достигнутом результате, остальные, к сожалению, разочарованы. Это наводит на мысль о том, что косметологические способы борьбы с лишним весом, в том числе липолиз различного характера, не эффективны. Однако их реклама каждый день убеждает нас в обратном. Ответственность за выбор методики, безусловно, несет специалист.

Очень жаль, но в Москве масштабы безответственности врачей ужасающе велики. Косметологи проводят тысячи неэффективных, а иногда и опасных, процедур, потом увольняются из салона, переходят в такой же на соседней улице и снова начинают недобросовестную практику. Так специалисты и попадают в психологическую ловушку: задумываясь исключительно о собственной прибыли, они забывают о совести и репутации врача.