Сегодня специалистов, практикующих ботулинотерапию, настораживают ситуации возможного непрогнозируемого проявления эффекта ботулинотерапии в период пандемии COVID-19 и проводимой среди населения вакцинации. В настоящее время идет процесс накопления нового опыта и появления обновленных рекомендаций.
Похвально, что большинство докторов и пациентов не хотят отказываться от хороших привычек в поддержании красоты при помощи ботулинотерапии. Однако хочется быть уверенными и в безопасности применяемой терапии.
Что же будет способствовать этой уверенности? Как быть максимально полезными нашим пациентам при проведении ботулинотерапии в условиях COVID-19, чтобы не навредить пациенту? В нашей клинике мы провели собственные наблюдения при сочетании некоторых препаратов, вакцинации и ботулинотерапии.
В истории работы клиники неоднократно проводился анализ наблюдений различных результатов применения препаратов ботулотоксинов типа А по эстетическим показаниям у пациентов. Наблюдения 2011–2013 годов за пациентами, принимающими «Полиоксидоний» и «Циклоферон» для профилактики частых респираторных заболеваний и обострения герпесвирусной инфекции 1-го и/или 2-го типа, показали заметное увеличение длительности клинического эффекта от применения нейропротеина в верхней трети лица в утвержденной инструкцией дозировке при лечении мимических морщин. Мы заметили увеличение длительности клинического результата неактивности обрабатываемых мышц в используемой зоне в сравнении с пациентами, не применяющими иммуномодулирующую терапию.
Дальнейшее наблюдение было прервано. Однако с 2020–2021 годов, с началом пандемии COVID-19, мы стали наблюдать подобные эффекты у пациентов, инъецированных ботулотоксинами при профилактическом приеме «Гриппферона» (интраназально), Zn пиколината и витамина Д (в дозе 10000 ЕД).
Группа пациентов из 24 человек, находящаяся на лечении гиперкинетических морщин препаратами ботулотоксина типа А, параллельно находилась на профилактическом лечении перечисленными выше препаратами.
Из них одиннадцать пациентов переболели COVID-19 в легкой форме, четыре пациента перенесли COVID-19 средней степени тяжести, у четырех не отмечалось никаких симптомов и у пяти не было антител. Среди 24 человек восемь пациентов были вакцинированы. До проведенных инъекций нейропротеином каждый пациент из группы наблюдения привился или переболел COVID-19 не менее чем за 3 недели до этого, либо «встретился с вирусом» через 3–8 недель после ботулинотерапии.
В период пандемии важно, чтобы те или иные препараты не вводили в заблуждение врачей, провоцируя симптомы, схожие с вирусом гриппа. Такое нежелательное явление, как «гриппоподобный синдром», встречается в ИМП препаратов БТА1-3. Мы были особенно внимательны относительно возможности проявления гриппоподобного синдрома при применении ботулотоксинов типа А в период пандемии. Однако в нашей выборке такие ситуации среди пациентов не случались. Наблюдение наших пациентов после проведения инъекционной коррекции нейропротеинами показало полное отсутствие гриппоподобных симптомов, которые могли бы маскироваться либо под COVID-19 или другие ОРВИ, либо как побочное действие после применения ботулотоксина типа. А.