Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte
Дудник Александр Павлович
Дудник Александр Павлович
Пластический хирург
Челюстно-лицевой хирург
Все материалы автора
Коротко о главном

Разумный пациент

15.06.2015
337
Большая проблема современной косметологии и пластической хирургии  – это клиенториентированность, приобретающая несколько искаженный смысл. Говоря о медицине, правильнее было бы применять понятие «деонтологии» и говорить об уровне сервиса и качестве оказываемых услуг.

Косметология, пластическая хирургия, да и вся медицина в целом, направлены на эстетический результат. Очевидно, любой человек, который хочет быть здоровым, хочет быть и красивым. Впрочем, это вовсе не значит, что все должны быть похожи на Аполлона или Афродиту!

Кто же такой разумный пациент? Описать его достаточно непросто. Для меня этот тот человек, который хочет получить некий эстетический результат, но не обращает внимания на мифы, существующие вокруг пластической хирургии. Например, смотря в зеркало, человек понимает, что у него появились признаки возрастных изменений и, будучи реалистом, принимает решение о необходимости обращения к методам эстетической медицины. У меня всегда возникает вопрос: как грамотные люди, имеющие высшее образование и немаленький доход (а это все-таки свидетельствует о незаурядных интеллектуальных способностях), могут думать, что некие терапевтические процедуры способны дать длительный омолаживающий эффект. Временный – может быть, но постоянный – никогда. Почему так много пациентов годами пытаются добиться моложавого вида в кабинетах косметологов? Ответ прост – ими движет страх перед инвазивным вмешательством, врачом или болью. Этот страх раздувают СМИ, которые ради высоких рейтингов без устали снимают материалы о докторах-убийцах, неудачных операциях и т.п., да и сами косметологи, которым жизненно необходимы постоянные пациенты.

Таким образом, разумных пациентов формируют сами врачи: мы должны сами образовывать пациента, рассказывать ему, как выбрать клинику, врача, методику. Пациент, придя на консультацию, не должен заявлять: «Я хочу сделать блефаропластику», а должен озвучить свою проблему и пожелания. А врач, исходя из имеющихся показаний и анамнеза пациента, должен принимать решение о том или ином алгоритме коррекции. Впрочем, это не умаляет необходимости лавировать между пожеланиями пациента и своим профессиональным пониманием проблемы.

С этой точки зрения, важнейший момент взаимодействия с пациентом – это консультация. Я считаю, врачи сами воспитывают поколение пациентов неразумных, которые безответственно подходят к вмешательствам в собственный организм. Любой пациент, который обращается к эстетической медицине, должен понимать, что любые процедуры и операции проводятся не по его желанию, а исключительно по показаниям.

Сегодня сложилась такая ситуация, когда зачастую пациент диктует врачу, какие процедуры ему нужны, и, к сожалению, многие врачи этому не противоречат. В таких случаях результатом процедур становится некий усредненный, а порой и вычурный, вариант, соответствующий современным параметрам красоты. Отсюда берутся большие губы, гипертрофированно большие груди, перетянутые лица, выдающиеся скулы. Это я называю бьютификацией.

Так вот разумный пациент не заинтересован в бьютификации: он хочет избавиться от неких врожденных дефектов или скорректировать возрастные изменения. В связи с этим стоит отметить, что разумный пациент обладает чувствами меры и вкуса.



Где же эта грань между разумностью пациента и врача? На каком этапе принимать решение, брать ли пациента и как с ним работать? Надо ли делать то, о чем просит пациент, или все же придерживаться своего плана решения проблемы?

Как сделать так, чтобы разумных пациентов стало больше:

1.      Эстетическая медицина должна быть основана на принципах доказательной медицины. Все применяемые методики должны в обязательном порядке быть проверены на предмет эффективности и безопасности.

2.      Пациент должен соизмерять свое желание стать моложе или красивее с анатомическими принципами и чувством вкуса. Результаты визита к пластическому хирургу или косметологу не должны бросаться в глаза, в противном случае пациента можно считать жертвой бьютификатора.

3.      Необходимо соблюдать правила юридической и медицинской честности. В первую очередь, нужно работать в рамках законодательства нашей страны. Это значит, что если ты оказываешь некую услугу, подлежащую лицензированию, значит, эту лицензию необходимо получить.

4.      Нельзя пренебрегать элементарными правилами безопасности и работать в условиях, для этого не предназначенных.  

Я всегда провожу консультации исключительно при условии заполнения всех необходимых документов. Это делает меня юридически ответственным за мои решения как врача. Это медицина: я отвечаю за результат операции и жизнь пациента. И пациент должен эту ответственность ощущать и доверять своему врачу и предложенному алгоритму коррекции его эстетической проблемы.

Если пациент просит об операции, результаты которой с большой вероятностью будут сомнительны или возникнут осложнения, выполнение этой операции поставит под вопрос мою репутацию. В таких случаях я всегда отказываю пациентам. Уверен, что если станет больше врачей, которые по очевидным причинам будут отказывать пациентам, то и разумных пациентов станет больше. Впрочем, это весьма длительный процесс «воспитания».

Если все врачи станут работать в рамках законодательства, косметологи перестанут ездить к пациентам на дом, начнут работать не в парикмахерских, а хотя бы в салонах красоты с медицинской лицензией, будут регулярно и по-настоящему проходить сертификационные курсы, вести всю медицинскую документацию, только тогда будут соблюдены все правила медицинской честности. Произойти это может только тогда, когда каждый доктор осознает, что, если он хорошо делает свое дело, у него всегда будут пациенты.

Что касается пациентов, то они должны обязательно уточнять наличие у косметолога, пластического хирурга медицинской лицензии организации, в которой работает данный специалист, возможно, даже проверить ее подлинность на сайте Росздравнадзора. На данный момент юридически необходимо иметь лицензию на косметологию и на пластическую хирургию, в том числе на стационарную помощь в пластической хирургии. Кроме того, пациент имеет право ознакомиться с дипломом и сертификатами своего врача, а врач, в свою очередь, не имеет права отказывать в этом.

Сомневающимся пациентам я всегда советую сходить к другому врачу, чтобы услышать мнение еще одного специалиста. Я считаю, главное для пациента – это не найти того врача, который согласится выполнить ту операцию, которую хочет пациент, а найти того доктора, который придерживается тех же эстетических принципов, что и пациент. Если у специалиста огромные губы, гипертрофированные скулы и перетянутая кожа лица, согласитесь, - это очевидное свидетельство его вкуса и эстетических предпочтений и повод задуматься для пациента.

В любом случае каждый пациент найдет своего врача, а каждый врач – своего пациента. Идеально, если обе стороны будут следовать принципам разумности. Тогда врач будет делать меньше ошибок, а пациент, соблюдая правила выбора клиники и врача, получит наилучший результат.