Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte
Чимбирева Алина Андреевна
Чимбирева Алина Андреевна
Все материалы автора
Заметки юриста

Мошенники выходят на проверку

10.01.2017
305
Организации, выдающие себя за Роспотребнадзор, звонки псевдоруководителей территориальных органов контролирующего ведомства, а также анонимные жалобы недовольных потребителей – способы мошенничества, которые успешно перекочевали из 2016 в 2017 год.

На официальном сайте Роспотребнадзора размещена информация об участившихся случаях незаконного использования организациями официального наименования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека («Роспотребнадзор»).

В средствах массовой информации и сети «Интернет» под видом официального ресурса Роспотребнадзора  распространяется реклама сторонних организаций.
Роспотребнадзор предостерегает от пользования услугами компаний, которые выдают себя за представителей государственных органов и организаций.

Подробная информация об организациях, выдающих себя за Роспотребнадзор

Редакция Портала 1nep.ru, в свою очередь, напоминает Вам, что ссылки на официальные ресурсы государственных органов (в том числе Росздравнадзора, Рособрнадзора), содержащие реестры лицензий, документов об образовании, регистрационных удостоверений на медицинские изделия, а также лекарственных средств, доступны через Сервис «Проверь себя».

Помимо введения в заблуждение путем размещения информации на сайтах, названия которых созвучны с наименованием государственных органов, а иногда и оформлены аналогичным образом (включая геральдические знаки), мошенники активно используют в своей преступной деятельности обращения по телефону непосредственно субъектам предпринимательской деятельности.



За предыдущий год зафиксировано более 380 случаев обращения в организации по телефону под видом руководителей (сотрудников) Роспотребнадзора и его территориальных органов с требованиями об уплате определенных денежных сумм, предоставлении информации, оказании услуг. Ознакомиться с письмом Роспотребнадзора полностью можно тут >>>.

В связи со сказанным, руководителям и сотрудникам клиник и салонов следует быть особенно внимательными в случаях описанных выше обращений. Во-первых, не обращайтесь в организации, которые пытаются выдавать себя за представителей государственных органов. Во-вторых, при звонках «псевдочиновников» не переводите средства на указанные ими счета, не договаривайтесь о встречах и т.д., а сразу обращайтесь на горячую линию Роспотребнадзора и в правоохранительные органы.

Также напоминаем, что с 1 января 2017 года вступили в силу  изменения в законодательстве в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), предусматривающие дополнительные условия проведения проверки, распространяющие свое действие только на обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей. Помимо этого, с начала 2017 года новые требования предъявляются к форме обращений граждан, чьи права нарушены.
Новые требования к обращениям потребителей.

Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».

Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.

Однако, дополнительное требование о предварительном обращении к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права потребителя (обязательный предварительный претензионный порядок), не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании.

Отмечаем также, что не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.

Выводы противоречивы. С одной стороны, анонимки не рассматриваются, но с другой, в случае сообщения информации, могущей служить основанием для проверки, анонимность не является препятствием к проведению контрольных мероприятий. Аналогичная ситуация и с обращением как основанием проверок. По общему правилу, конечно, нельзя, но если указан нарушаемый СанПин, что, по мнению контролирующего ведомства, служит доказательством существования угрозы жизни и здоровью, то в качестве исключения можно.

Попытки снизить активность потребителей, фактически шантажирующих организации угрозами обращения в контролирующее ведомство, вкупе с необходимостью защищать права граждан, которые, действительно, нарушаются, приводят вот к таким полумерам, когда проверять, по-хорошему, нельзя, но если очень хочется, то можно..