Закрыть
Вход
youtube Telegram Vkontakte
youtube telegram vkontakte
Фридман Александр Иосифович
Фридман Александр Иосифович
Все материалы автора
Бизнес в сфере beauty

Тренды beauty-индустрии для тех, кто желает остаться на рынке

09.06.2020
1371

Последние несколько лет я посвятил себя анализу и трендам развития beauty-индустрии в России и Украине с оглядкой на национальные особенности этих стран и развитие рынков индустрии красоты в некоторых европейских странах и США. Все более утверждаюсь во мнении, что beauty-отрасль будет развиваться по тому же пути, который в свое время прошла фарм-индустрия. Безусловно, будут свои особенности и нюансы, но уже сейчас рынок косметологии приобретет те же очертания, что и рынок фармацевтический. В данной статье я постарался остановиться на 8 пунктах, наиболее, по моему мнению, значимых для всей индустрии в целом.

1. Рост конкуренции.

Открыто могу сказать, что в данный момент конкуренции на beauty-рынке на постсоветском пространстве нет. Конкуренция – это не множество разрозненных предприятий, работающих «на коленке», где большинство не понимает, как использовать CRM-систему, а немалая часть вообще не занимается учетом. Это не клиники и салоны, открытые без малейшего понимания о конкурентном анализе, построения структуры, стратегии и тактики. Конкуренция – это, прежде всего, beauty-глобалисты в лице крупных сетевых вертикально интегрированных предприятий, которые имеют возможность диктовать свои условия и выстраивать рынок под себя. Огромная плеяда специалистов, работающих на дому, а также разрозненные и разбросанные по всей стране полуофициальные салоны и клиники никак не подходят на роль конкуренции будущего. Очень скоро на рынок придет мощная система, выстроенная структура, готовая в корне изменить структуру beauty-индустрии в целом. Они и будут составлять реальную конкуренцию.

2. Снижение стоимости оказания услуг.

Это произойдет как раз из-за роста реальной конкуренции. Сетевые клиники смогут работать за счет увеличения оборачиваемости, прокручивая через себя огромное количество потребителей со среднерыночной наценкой. Доля же клиник/салонов люксового класса заметно сократится (хотя, безусловно, останется), так как ситуация с ценообразованием будет больше походить на стоимость билетов в самолете, когда цена за билет в бизнес-классе превышает эконом в три и более раз (при этом время, затраченное на полет, у всех одинаковое!). Не стоит забывать и про падение покупательского спроса. Сегодняшняя ситуация с пандемией вируса во всем мире, и последовавшее за ним мощнейшее сокращение числа рабочих мест и снижение дохода населения, несомненно приведут к тому, что потребитель будет вынужден искать более доступные цены. При этом востребованность beauty-услуг у потребителей сохранится на достаточно высоком уровне.

3. Превалирование узкого/нишевого профиля клиник и салонов.

Исчезнут салоны с огромными прайс-листами, предлагающие на больших площадях массаж и СПА-процедуры, контурную пластику и эстетическую косметологию, маникюр и педикюр, а также еще кучу дополнительных сервисов. Станет больше салонов нишевого сегмента, которые будут более профессиональными в отдельно выбранной сфере. Они появляются уже сейчас: ногтевые салоны (маникюр и педикюр), салоны татуажа, барбершопы, клиники инъекционной косметологии, клиники аппаратной косметологии. В будущем этот тренд только усилится. Не исключено, что будет присутствовать система продвижения зонтичного бренда, когда под одним брендом развиваться будут разные сферы бьюти-индустрии (одно название, но разные салоны/клиники с разным перечнем услуг). Соответствующим будет и прайс: небольшой и читабельный, как меню в дорогих ресторанах – перечень блюд только на одном развороте.

4. Диджитализация или оцифровка.

Тот факт, что в beauty-индустрии на сегодняшний день довольно много людей среднего и старшего возраста (еще с постсоветских времен) никак не остановят процесс диджитализации. Если инъекционные клиники и салоны эстетической медицины еще сопротивляются и пытаются работать по старинке, в ручном режиме, то более молодые направления, например, барбершопы, клиники аппаратной косметологии и нейл-салоны уже при открытии стараются использовать возможные элементы диджитализации (электронная запись, напоминания, CRM-системы, система лояльности и др.).

Основные цели диджитализации:

- снижение затрат;

- оптимизация бизнес-процессов;

- удобство и комфорт;

- экономия времени;

- отсутствие или максимальное снижение влияния человеческого фактора;

- контроль в режиме реального времени;

- анализ и возможные готовые решения;

- повышение капитализация бизнеса.

Что подлежит диджитализации?

- документооборот (договоры и соглашения с клиентами, договоры с сотрудниками, истории болезни и др.);

- CRM-система (система закупки и контроль товарных запасов, контакты клиентов, система лояльности, напоминание записи и многое другое);

- бухгалтерия (сегодня наибольшей ценностью обладает тот специалист, который не только знает бухгалтерию, но и может оптимизировать затраты. Если же компания принимает решение работать открыто, и не хочет рисковать имиджем и отношениями с законом, то бухгалтерия будет соединена с CRM-системой, а налоги уже в самом ближайшем будущем будут взыматься автоматически);

- анализ и планирование (изучение возможностей, которые есть на сегодняшний день, анализ текущей ситуации и выведение на рабочий стол необходимых подсказок для качественной и эффективной повседневной операционной деятельности);

- администрирование (не исключаю, что должность администратора в нынешнем его понимании также может исчезнуть. Использование терминалов обслуживания в МФЦ и большинстве банков наглядно демонстрируют удобство. В клиниках эконом класса клиенты смогут и самостоятельно обслужить себя в гардеробе и налить чашечку чая или кофе).

5. Партнерство.

Необходимость партнериться – вот главный тренд будущих лет во многих секторах бизнеса, и в beauty-индустрии в частности. Необходимо партнериться в первую очередь с теми, кто близок к твоей сфере (клиника инъекционной косметологии партнерится с салонами эстетической медицины, нейл-салонами и парикмахерскими). Но не стоит ограничиваться только своим сегментом, уже в ближайшем будущем партнерство надо будет развивать и с теми, кто способствует сохранению и поддержанию здоровья человека в целом (спортивные комплексы, фитнес-залы, косметические магазины, магазины натуральных продуктов, сайты здоровой еды, экотуризм и т.д.). Партнерству будут подлежать все предприятия, сопровождающие вашего клиента. Только так в будущем вы сможете построить более сильную и привлекательную систему лояльности и кэшбека. И чем больше партнеров (даже если их будет тысячи!), тем более комфортную жизнь и атмосферу вы создаете для ваших клиентов. Стивен Кови писал («7 навыков высокоэффективных людей»), что человек рождается зависимым и всю свою сознательную жизнь стремится к тому, чтобы стать независимым (нас всех так учили родители, в школе и институте), т.е., самостоятельным. Но истинное развитие и процветание (не только для предприятий, но и для человека) возможно исключительно в системе взаимозависимости.

6. Собственные учебные центры.

Учебный центр станет обязательной и неотъемлемой частью новой сетевой beauty-индустрии. Причем, как для своего (в первую очередь), так и стороннего персонала, который будет обучаться и повышать квалификацию. Собственный персонал должен будет обязательно проходить постоянное обучение, повышение квалификации и аттестацию, а система мотивации будет плотно привязана к уровню профессионализма сотрудников и результатам периодических проводимых аттестаций, подтвержденные только в аккредитованном учебном центре.

7. Ограниченный перечень препаратов и продуктов для использования.

Клиент уже не сможет давать указания и диктовать условия косметологу, какой филлер или биоревитализант ему использовать или какой крем или косметику выбрать для конкретного типа кожи. Каждая клиника будет работать на своем продукте, а количество этих продуктов будет ограничено. Клиники будут информировать клиентов о перечне своих услуг и какой продукт/препарат пользуют. Для клиента важен результат.

8. Постепенное обеление бизнеса.

Обеление бизнеса не за горами – государство будет все больше и больше следить за тем, что происходит в стране, а тотальная диджитализация и наступающая маркировка лекарственных средств (а скоро будут маркированы и изделия медицинского назначения, и косметика и все остальные продукты) наглядное тому доказательство.

Основа beauty-индустрии на сегодняшний день – это прежде всего предприятия микро и малого бизнеса (т.е., до оборота 150 млн рублей в год). И этот бизнес постоянно пытается скрыться от глаз государства, занижая налогооблагаемую базу. При этом ни микро, ни малый бизнесы потребность не создают, а лишь ее обслуживают – создает потребность крупный бизнес и бизнес оригинальных идей и продуктов. Со стороны государства это означает, что количество предприятий в beauty-сфере не имеет для него (государства) никакого принципиального значения: удовлетворять уже имеющуюся потребность клиентов крупного города силами 1500 предприятий или 10 крупными сетевыми компаниями. Средний же бизнес думает уже совсем иначе – как правильно и своевременно заплатить налоги, не создавая риск своему предприятию, в которое предприниматель вложил годы жизни и миллионы рублей. Именно такой подход является для государства приоритетной задачей.

Безусловно, серый, да и черный рынок, останутся, но занимать они будут уже не 50-60%, а 15-20% рынка, при этом еще и находиться в постоянном напряжении за завтрашний день.

Основная задача моего обращения к специалистам beauty-индустрии не напугать и заставить искать выходы для оптимизации затрат завтрашнего дня, а понять, задуматься и принять решение о своем развитии в будущем. В будущем нас всех ждут совсем иные условия развития любимого дела. И если все мы будем готовы к трендам завтрашнего дня, то, я уверен, и бизнес наш будет стабильным, уверенным и приносящим прибыль. Ведь именно ради этого мы и инвестируем свои силы, средства и время.