Россияне уже несколько лет назад оценили такой эффективный спа-формат, как центры экзотического массажа (тайского, индийского, балинезийского), где работают специалисты — выходцы из стран Юго-Восточной Азии. Вначале визит в такой центр представлялся россиянам необычным приключением — почти как в далекую страну съездить, все так непривычно. Но постепенно к необычным лицам массажисток и их забавному «тайглишу» клиенты привыкли, а высокий уровень профессионального мастерства по достоинству оценили. И уже одна за другой открываются сети, работающие по этой схеме, и цены заметно падают, становясь доступными достаточно широкому кругу посетителей.
В чем причина такой популярности азиатских специалистов? Каждый, кто бывал в Таиланде, знает, на какую высоту в «стране улыбок» поднят уровень гостеприимства. Служение ближнему и особенно гостю — это способ приобрести религиозную заслугу, и «метта» (сострадание) стремятся взращивать в себе не только монахи в буддистских монастырях, но и массажисты (тем более что классический тайский массаж «нуад бо рарн» веками развивался именно в монастырях как духовная практика). Даже неискушенный посетитель чувствует что-то особенное на сеансе у тайского мастера, у которого навык внимания к клиенту — в крови и в культуре.
За плечами российских работников спа-сферы - советское прошлое, когда экономика была дефицитной, а качество сервиса пришло в упадок.
Казалось бы, они должны по всем статьям проигрывать тайским мастерам. Однако у них есть огромное преимущество: у них нет ограничений в коммуникации с клиентом. Они могут побеседовать с ним, выяснить какие-то важные подробности его состояния, дать рекомендации. У них есть база для взаимопонимания с гостями, общий культурный фон.
Впрочем, в некоторых случаях это же взаимопонимание оборачивается к невыгоде для администрации: специалисты находят общий язык с клиентами до такой степени, что могут увести их за собой, если меняют место работы. С момента кризиса себестоимость спа-услуг продолжает расти (ее увеличивают высокая арендная плата, расходы на регистрацию косметической продукции, таможенные пошлины и т.д.). А платежеспособность клиента в лучшем случае остается прежней. Этот разрыв болезненно отзывается на доходах спа-специалистов. Поэтому неудивительно, что активнее пошел процесс перехода к индивидуальным, надомным формам работы, и риск увода клиентуры в этих случаях — отнюдь не надуманный.
При работе с иностранными специалистами такой опасности нет: условия их работы, как правило, регулируется краткосрочным контрактом. Так что по совокупности факторов работать с ними менеджерам оказывается безопаснее.