Нередко на прием обращаются пациенты с проблемами, не имеющими никакого отношения к рубцовым изменениям кожи. Но при сборе анамнеза оказывается, что у каждого четвертого есть рубец вследствие травмы, полученной в течение жизни. По моему опыту, многократное использование СО2-лазерной деструкции не дает того результата, который полностью удовлетворил бы пациента. В своей практике я отхожу от клинических рекомендаций, и вот почему.
Чтобы определить тактику лечения, врач в первую очередь должен определить тип рубца. И если в дифференциальной диагностике атрофических и нормотрофических рубцов большинство специалистов не имеет никаких проблем, то келоидные и гипертрофические рубцы вызывают сложности.
Подавляющее большинство рубцов, которые я вижу на приеме, являются гипертрофическими. При этом сами пациенты в большинстве случаев считают свои рубцы келоидными. Многие пациенты не удовлетворены результатами проведенного лечения: практически у всех заключалось в лазерной шлифовке рубца или инъекциях дипроспана.
Цель терапии и запрос пациентов, как правило, сводятся к уменьшению функциональной недостаточности, а также улучшению эстетических показателей и внешнего вида рубца. Это может значительно влиять на качество жизни и приводить к стигматизации.
Если обратиться к федеральным клиническим рекомендациям, то к основным методам лечения гипертрофических рубцов относятся многократное использование СО2-лазерной деструкции рубца, хирургическое иссечение и другая медикаментозная и немедикаментозная терапия. Но в своей практике я отступаю от федеральных клинических рекомендаций и использую индивидуальный подход к пациенту и лечению рубцов. Для лечения гипертрофических рубцов я никогда не использую монотерапию: это всегда применение сочетанных методик.
В подавляющем большинстве случаев я начинаю терапию с воздействия на гипертрофический рубец высокотемпературной фракционной плазмы на аппарате Plasmage в качестве первой линии терапии. В отличие от лазеров, которые основаны на принципе селективного фототермолиза для доставки тепла к определенным участкам кожи, плазменная технология Plasmage доставляет тепловую энергию непосредственно к тканям при близком контакте с кожей. Сама плазма производит контролируемое термическое повреждение поверхности кожи, и это запускает образование нового коллагена и улучшает состояние кожи. Аппарат способен точечно воздействовать на рубцовую ткань, сублимируя грубые фиброзные волокна. Технология Plasmage может использоваться с различной энергией для достижения разной глубины эффекта, от поверхностного эпидермального воздействия до более глубокого прогрева кожи, тем самым врач может работать как с очень поверхностными, так и с глубокими рубцами.
Всего за одну процедуру можно уменьшить рубец в объеме, приблизив его к нормотрофическому рубцу, не выступающему над уровнем кожи. А работая с широко распространяющимися гипертрофическими рубцами, можно уменьшить их за счет сокращения кожного лоскута вследствие сублимации и ретракции ткани.
Количество процедур определяется объемом рубца, но, как правило, ограничивается 3–5 процедурами с интервалом 3–4 недели между процедурами.